Фарматека №7 (280) / 2014
Астено-вегетативная дисфункция: проявления и способы коррекции у детей школьного возраста
Кафедра неврологии и нейрохирургии ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск
Изучена динамика частоты и выраженности астено-вегетативных нарушений при приеме гопантената кальция (Пантокальцина) или глицина в течение двух месяцев учащимися средней школы трех групп, включая контрольную. Полученные данные показывают, что прием Пантокальцина достоверно улучшает вегетативные функции и уменьшает астению.
Внастоящее время более актуальными становятся проблемы профилактики и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся общеобразовательной школы. Как известно, для современных российских школьников характерна высокая распространенность отклонений соматического и неврологического характера, особенно расстройств вегетативной нервной системы в изолированной, сочетанной или коморбидной формах [1, 3, 10].
Значительную роль в нарушении адаптации, развития эмоционально-волевых и поведенческих расстройств играет астено-вегетативный симптомокомплекс, который также служит фактором риска развития психосоматических и инфекционных заболеваний. Астения, выступая как один из компонентов астено-вегетативной дисфункции (АВД), способствует ухудшению качества жизни и негативно сказывается на эффективности освоения учебной программы, социализации детей и подростков.
Предикторами АВД в школьном возрасте наряду с иными причинами выступает возрастная психонейроэндокринная перестройка, обусловленная пубертатным периодом, а также конституциональные особенности и последствия резидуально-органических поражений нервной системы [2, 7, 9]. Дополнительные дестабилизирующие влияния в виде стрессовых физических, психических и эмоциональных воздействий, сезонных острых респираторных заболеваний, черепно-мозговых травм могут вести к временному или длительному обострению психовегетативных и/или соматических нарушений, при этом страдают качество жизни и возможности обучения детей и подростков.
Отклоняющееся поведение, чрезмерная конфликтность, приверженность вредным привычкам, избыточность эмоциональных реакций по незначимым поводам нередко базируются на церебрально-органическом фоне, существенно понижают успешность обучения и адаптивные способности ученика [5, 6], а также служат факторами риска приобретения вредных привычек – курения, употребления алкоголя и наркотиков [7, 8].
Перспективным средством коррекции АВД служит кальциевая соль гопантеновой кислоты (Пантокальцин), широко используемой в детской неврологической практике, обладающей комплексными ноотропными, нейрометаболическими, нейропротекторными и нейротрофическими свойствами со сбалансированным психостимулирующим и седативным действиями [4, 10, 12]. Препарат рекомендован к применению у детей и подростков, в т.ч. при психоэмоциональных перегрузках, снижении умственной и физической работоспособности [2, 4, 5, 10, 12].
Целью исследования явилось изучение эффективности Пантокальцина как корректора астено-вегетативных расстройств.
В задачи работы входила оценка:
- Частоты АВД среди школьников.
- Динамики клинических проявлений астено-вегетативных расстройств на фоне приема Пантокальцина.
- Переносимости Пантокальцина.
Материал и методы
Исследование проведено в два этапа: на первом обследованы три групп...