Медицинский Вестник №1 / 2019

Бережливая «цифра»

8 мая 2019

Превращение 7 тыс. поликлиник в «бережливые» и сплошная цифровизация стали составляющими национального проекта «Здравоохранение». Но оба эти направления (добавим к ним еще менеджмент качества) должны идти рука об руку, тогда эффект от их комплексного применения выше. Об этом свидетельствует опыт Южного окружного медицинского центра ФМБА России.

Несколько месяцев назад консультативно-диагностическая поликлиника Ростовской клинической больницы Южного окружного медицинского центра ФМБА полностью отказалась от бумажного медицинского документооборота внутри организации. Такой шаг не решается сделать абсолютное большинство медучреждений России под угрозой претензий и штрафных санкций со стороны контролирующих органов. За поликлиникой последовала Ростовская клиническая больница центра. Почему здесь это получилось и как вместо бумаг работают современные информационные механизмы?

«Цифра» меняет все

В холле поликлиники нет очередей к окошкам регистратуры. Но регистратуры тоже нет – в привычном понимании. Помещение стало напоминать банковский офис. При входе – информационный терминал. Рабочие места операторов открытые, пациента и сотрудника разделяет только стол, за которым они беседуют. За спинами шести «регистраторов» никаких стеллажей с медкартами, только компьютеры; бумажных карт нет вообще; ни на их поиск, ни на звонки по телефону никто не отвлекается.

«Людям больше всего не нравятся очереди, где толкаются, ругаются, где приходится ждать. Электронная очередь снимает эту проблему. Сейчас “живой” очереди нет, хотя в поликлинику приходит до тысячи человек в день, – объясняют сотрудники поликлиники. – Записаться можно по телефону с помощью робота (голосового сервиса), через сайт, можно позвонить в колл-центр или прийти в поликлинику и сделать это через терминал».

Основная масса пациентов даже не подходит к «фронт-офису». Приложив к считывающему устройству турникета магнитную карту, люди сразу идут к нужному врачу: они записались заранее, регистратура им не нужна. Считывающее устройство «вертушки» отправляет в систему данные карты больного и получает подтверждение, что он действительно записан на прием и пришел вовремя. Карта со штрих-кодом – это и пропуск в поликлинику, и средство идентификации посетителя на приеме у врача, которое ускоряет поиск его истории болезни в общей базе данных.

Такую карту пациент получает при первом обращении в поликлинику. Может быть, это обращение в регистратуру так и останется единственным. Здесь его сфотографируют, распечатают и заламинируют карту (внешне она похожа на банковскую). Фотографию видят сотрудник регистратуры и врач на приеме, так что пройти по чужой карточке не удастся, а пациенты избавлены от необходимости всякий раз предъявлять паспорт. С помощью документ-камеры, установленной около каждого оператора, можно не только сфотографировать человека, но и отсканировать документы. Все они сразу сохраняются в оцифрованном виде: СНИЛС, полис, заявление на прикрепление, добровольное согласие на врачебные манипуляции, согласие на личный кабинет... Поэтому взаимодействие со страховыми компаниями упрощено.

С 1 июня прошлого года бумажные медкарты складированы «до востребования» и постепенно оцифровываются. Заместитель директора ФГБУЗ «Южный окружной медицинский центр» ФМБА России Алексей Герасимов так описал процесс перехода к цифре: «Более 45 тыс. документов, которые занимали половину пространства регистратуры, перенесли в специально созданное автоматизированное хран...

Василий Когаловский
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.