Медицинский Вестник №2 / 2020
Безответственное страхование. Эксперты предлагают изменить порядок финансирования медицины во время чрезвычайных ситуаций
Эпидемия коронавирусной инфекции показала, что система ОМС не способна функционировать в экстремальных условиях. Страховые организации не несут никакой ответственности перед медучреждениями. К таким выводам пришли эксперты Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава. Они предложили пересмотреть место и роль страховых компаний, систему финансирования медорганизаций и сформировать дополнительные резервы на сверхнормативные расходы в период чрезвычайных ситуаций.
Потери до 50 млрд руб.
В чрезвычайной ситуации страховые медицинские компании (СМО) оказались вне финансовых рисков. К такому заключению пришли авторы аналитического доклада «Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении», представленного Центральным НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава (ЦНИИОИЗ) в конце апреля. Они предложили пересмотреть основные принципы финансирования системы здравоохранения и взаимоотношения страховщиков и ЛПУ.
Эксперты указывают, что страховщиком в системе ОМС выступают не частные СМО, а Федеральный фонд ОМС (ФОМС), но при этом все финансовые риски в условиях эпидемии COVID-19 все равно несут медицинские организации. Такое положение дел прямо противоречит принципам страхования.
Первый заместитель главы Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов:
— Именно сейчас мы видим, чего стоят реформы последних лет. Стали очевидны все слабые места здравоохранения. И пандемия — повод для серьезных выводов и изменений. Необходимо законодательно установить, что главная функция медицины — это оказание медицинской помощи, а не услуг.
Вся система организации и финансирования отрасли переведена на принципы бизнеса: когда платят за количество больных, а не за готовность к оказанию медицинской помощи. Поэтому вместо закона об обеспечении лекарствами у нас закон об обращении лекарственных средств. Вместо сметного, бюджетного финансирования — якобы страховая медицина, хотя в конечном счете все равно платит бюджет. А страховые компании — это присосавшиеся к нему посредники.
Оплату по нормативам необходимо сочетать с бюджетным финансированием, особенно с учетом разнообразия субъектов, а вся система здравоохранения должна быть ориентирована на сбережение, сохранение здоровья, а не на количество больных и оказание услуг. Порядок мобилизации медицины во время эпидемий и чрезвычайных ситуаций надо сделать более четким и прозрачным.
«Чрезвычайная ситуация проиллюстрировала глобальные недостатки системы ОМС: отсутствие четких механизмов компенсации медорганизациям потерь от снижения плановых объемов медицинской помощи, ответственности ФОМС по обязательствам территориальных фондов ОМС, вызванных объективными причинами, дефицит гарантий софинансирования со стороны федерального бюджета», — указывают авторы доклада.
Непонятно, каким образом будут компенсироваться медучреждениям потери от приостановки диспансеризации и профосмотров (по предварительным подсчетам, порядка 50 млрд руб.).
При этом ожидается рост расходов на оказание отложенной медицинской помощи, в том числе из-за обострения хронических заболеваний. Объем этих трат еще предстоит оценить. Все это происходит на фоне снижения поступлений страховых взносов в фонд ОМС из-за спада в экономике
К урокам эпидемии в ЦНИИОИЗ относят и зарегламентированность финансирования, не позволяющую оперативно предоставить деньги регионам.
Чтобы избежать проблем из-за отсутствия денег, эксперты предлагают увеличить нормированный страховой запас территориальных фондов ОМС (ТФОМС) с одного до двух месяцев на случай дополнительных трат, законодательно закрепить положение о покрытии этого дефицита за счет средств федерального бюджета и предусмотреть прямую финансовую поддержку ТФОМС из региональных бюджетов.