Медицинский Вестник №10 (551) / 2011
Благими намерениями…
Как сообщается на сайте Минздравсоцразвития России, в январе этого года был дан старт обсуждению нового проекта Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Свое мнение по поводу представленного документа высказывает президент НП «Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе» профессор Алексей СТАРЧЕНКО.
Общеизвестно, что после принятия Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.VII.1993 г. произошли значительные изменения условий функционирования экономики государства и исполнительной власти, организации оказания медицинской помощи. Поэтому сегодня в законодательстве, регулирующем сферу здравоохранения, возник ряд правовых пробелов и явных нормативных противоречий. Публикация проекта закона — серьезный шаг к решению этой важной проблемы. Однако, приняв участие в его обсуждении, вынужден отметить: предложенный на рассмотрение общественности законопроект по ряду позиций даже ухудшает (по сравнению с действующими Основами) положение в здравоохранении.
Опасность «широкого» трактования
Прежде всего, в ст.8 «Добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства» отсутствует положение, обязывающее лечащего врача письменно предупреждать пациента при его отказе от медицинского вмешательства о возможных последствиях. Эта норма не только умаляет права пациента, но и будет способствовать ухудшению позиции врача при разборе жалобы пациента, т.к. врачу будет сложно объяснить в суде, о каких последствиях отказа от медицинского вмешательства он информировал пациента. Норма, действующая сегодня, обязывает врача в письменном виде предоставлять пациенту информацию о возможных осложнениях отказа, что делает отношения «врач—пациент» прозрачными, ясными и четкими. Отсутствие же такого письменного документа станет признаком того, что система «врач—пациент» лишена цивилизованных и уважительных отношений.
Предусматривая возможность выполнения медицинского вмешательства без согласия пациента, если он страдает заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, необходимо точно указать перечень таких заболеваний, иначе столь широкая норма будет, безусловно, вопервых, поводом для злоупотреблений со стороны медработников, вовторых, — фактором, способствующим возникновению претензий и конфликтов.
Взаимоисключающие и спорные нормы
В ст.9 «Врачебная тайна» говорится о том, что предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя, допускается, в том числе, по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством. Поэтому необходимо, выполняя сегодняшнее требование законодательства об адвокатской деятельности, предоставить и адвокатам право запрашивать сведения, составляющие врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя.
Запрет на эвтаназию (ст. 11 «Запрет эвтаназии»), в том числе посредством прекращения искусственных мероприятий по поддержанию жизни, необходимо «увязать» с правом пациента требовать прекращения вмешательства (ст.8). Принятие столь взаимоисключающих норм приведет к правовой неопределенн...