Частник за бортом

23.03.2015
154

В конце февраля частные медицинские организации Новосибирской области заявили о намерении регионального Минздрава лишить их государственного задания в текущем году. Такой вывод участники рынка сделали после обнародования Приказа № 248/1/20 «О государственном задании на 2015 год» от 01 февраля 2015 года, подписанного ТФОМС и Минздравом Новосибирской области.

Министерство здравоохранения Новосибирской области 13 февраля 2015 года разослало письма руководителям частных медицинских организаций, работающих в ОМС, с уведомлением о том, что государственное задание на 2015 год для них «не установлено».

— У нас достаточное количество коечного фонда, поликлиник, профессионального ресурса, чтобы «закрыть» все проблемы Новосибирска и области, — пояснил позицию властей министр здравоохранения Новосибирской области Олег Иванинский.

Представители частных клиник региона недовольны решением и готовятся в случае необходимости отстаивать право на оплату уже оказанной в этом году помощи в рамках ОМС в суде.

Беспрецедентное решение

13 февраля 2015 года Министерство здравоохранения Новосибирской области разослало письма руководителям частных медицинских организаций, работающих в ОМС, с уведомлением о том, что государственное задание на 2015 год для них «не установлено». Главным врачам медицинских центров рекомендовалось «предоставить на рассмотрение комиссии по разработке территориальной программы ОМС информацию о фактически оказанных в январе — феврале объемах медицинской помощи для принятия решения об их оплате» для того, чтобы комиссия приняла решение по оплате этих объемов в рамках ОМС.

Исполнительный директор Ассоциации руководителей медицинских организаций Сибири Елена Бобяк считает, что Приказ № 248/1/20 противоречит положениям некоторых федеральных законов:

— Прежде всего закона «Об обязательном медицинском страховании», в котором закреплено право граждан на выбор медицинской организации для оказания бесплатной медицинской помощи независимо от формы собственности, если эти организации включены в соответствующий реестр. Определять же объемы государственного задания может только Тарифная комиссия, но никак ни Министерство здравоохранения. Нарушает этот приказ и антимонопольное законодательство, так как допущена дискриминация учреждений здравоохранения по форме собственности. Наконец, нарушено право граждан на свободный выбор медицинской организации и врача, которое гарантирует закон «Об охране здоровья граждан».

Эксперт полагает, что итогом этого решения станут судебные иски к страховым компаниям об оплате услуг, по праву оказанных медицинскими организациями, внесенными в реестр ОМС, и отмечает, что ни в одном регионе страны подобного не произошло, хотя финансирование было сокращено на всех территориях. Власти других субъектов РФ, по ее словам, сократили госзадание в равных пропорциях для частных и государственных структур, работающих на рынке.

— Что это значит для медицинских организаций? То, что их фактически лишили гарантированной оплаты за те медицинские услуги, которые они обязаны оказывать бесплатно населению, так как внесены в реестр, — развивает свою мысль Елена Бобяк. — Отказать пациенту они не имеют права, но оплату за оказанные услуги получат вряд ли или получат только через судебное решение.

Придется подавать новые иски

Представители частных медицинских клиник подтверждают изменения в практике распределения госзаказа. В конце 2014 года ООО «Центр лабораторной диагностики» подало заявку на осуществление лабораторной диагностики в 2015 году в рамках ОМС (в денежном выражении около 20 млн рублей), однако не получило ничего.

— Считаю позицию Минздрава области не совсем разумной, так как частник экономически выгоден государству: в него не надо инвестировать, он вкладывает собственные средства в проект ОМС. Не говоря уже о том, что не должно быть деления по форме собственности, у всех участников должны быть равные права и обязанности, — комментирует ситуацию директор центра Константин Суровкин.

Коллеге вторит директор по развитию медицинского центра «Авиценна» Артем Пухальский:

— Нам не известен принцип, по которому государственное задание было распределено. Мы считаем, что право пациентов на выбор учреждения таким образом ограничено. Наши услуги широко востребованы пациентами, а опыт по таким профилям, как травматология и ортопедия, абдоминальная хирургия и урология, сопоставим с опытом ведущих российских специализированных учреждений. Но государственное задание для клиники таково: мы можем взять 79 пациенток на лечение бесплодия, притом что 24 из них перешли из прошлогоднего госзадания, есть и незначительный заказ на проведение МРТ-исследований.

Многие клиники в такой ситуации отказались участвовать в реализации программы госгарантий.

— На 2015 год наша клиника заявку на участие в программе ОМС не подавала, — говорит исполнительный директор «Клиники Пасман» Борис Пасман. — В 2014 году нам дали 10 квот, причем только в ноябре. Примечательно, что деньги за эти квоты мы уже получили, в отличие от тендера 2012 года, за который мы получили еще не все средства. Если будет принято решение о неоплате услуг, оказанных частными медицинскими организациями, оно будет однозначно неправомерным, и через суд деньги будут взысканы. Министерство здравоохранения понесет репутационные убытки и надолго отпугнет частный бизнес от работы с государством, а это едва ли дальновидная политика.

К слову, опыт судебных разбирательств по факту неоплаты за оказанную медпомощь у частных клиник есть.

— Мы имеем опыт судебных решений в пользу нашей компании по возмещению оплаты за факт оказанной услуги. Если не получится договориться с Минздравом и в этот раз, то, к сожалению, придется подавать новые иски, — говорит Константин Суровкин.

Жертвы ограниченного финансирования

Министр здравоохранения Новосибирской области Олег Иванинский официально пояснил позицию ведомства по поводу происходящего на специально созванном брифинге:

— С 2015 года оказание специализированной медицинской помощи в федеральных центрах, которое раньше оплачивались через федеральный Минздрав, передано в регионы. Это привело к определенному перераспределению госзаказа среди учреждений негосударственной формы собственности. Госзаказ получили 40 учреждений, выполняющих сегодня функции, которых нет в государственном здравоохранении, — гемодиализ, ЭКО, сложные методы диагностики (МРТ, КТ). Все остальные виды помощи закрываются мощностями государственного здравоохранения области. У нас достаточное количество коечного фонда, поликлиник, профессионального ресурса, чтобы «закрыть» все проблемы Новосибирска и области.

Министр подчеркнул: любая передача госзаказа от действующего государственного ЛПУ повлечет сокращение штата сотрудников, и именно этого министерство пытается избежать. В то же время, по его словам, для частников осталась возможность получить госзаказ даже в этих условиях.

— Новосибирск расширяется, активно строятся новые жилые микрорайоны, мы приглашаем туда инвесторов: стройте поликлинику, оснащайте, укомплектовывайте врачами, мы дадим госзаказ, — предлагает министр. — Например, Плющихинский жилмассив, в котором 40 тысяч жителей. Наша поликлиника там сегодня просто «захлебывается». Мы ищем инвесторов для строительства семи поликлиник в городе.

Олег Иванинский подчеркнул, что помощь, оказанная за прошедшие два месяца частными медорганизациями, вошедшими в реестр, будет оплачена, но увеличение госзадания будет связано исключительно с увеличением бюджета. На сегодняшний день общий объем госзадания для региона составил более 2 млрд рублей.

Однако эти заявления не слишком успокоили экспертов. По мнению управляющего Центром медицинского права Алексея Панова, позиция областного Минздрава в корне противоречит политическим установкам по повышению конкуренции в социальной сфере:

— Я полагаю, что подобные действия Минздрава Новосибирской области связаны с тем, что средства ОМС ведомство хотело направить прежде всего на финансирование подведомственных бюджетных учреждений здравоохранения. Но, к счастью, есть закон о защите конкуренции и Федеральная антимонопольная служба. Мне представляется, что медицинским организациям частной формы собственности, на которых «свалился» этот приказ, следует обратиться в территориальный орган ФАС с предложением о возбуждении производства по факту нарушения антимонопольного законодательства.

Печально, что все это происходит на фоне давно известных проблем, с которыми сталкиваются частные клиники, работающие по ОМС, что отнюдь не стимулирует их к участию в выполнении программы госгарантий. Например, «Инвитро-Сибирь», также состоящее в реестре медорганизаций системы ОМС Новосибирской области, заявку на выполнение исследований в текущем году не подавало по причине низких тарифов.

— Предполагаем, что Министерство здравоохранения области когда-либо пересмотрит тарифы ОМС, создаст здоровую конкуренцию между государственными и частными организациями и будет выделять объемы в рамках госгарантий для всех на равных условиях, — надеется заместитель генерального директора ООО «Инвитро-Сибирь» Дарья Васина.

А директор клиники «Смитра» Петр Смиренко и вовсе считает, что сегодня возможности оправданного с коммерческой точки зрения участия частных клиники в работе системы ОМС объективно ограничены:

— На мой взгляд, сегодня участие медицинских организаций частной формы собственности в системе ОМС имеет смысл там, где существует оплата «по законченному случаю». Это лечение в стационаре, диагностика, ряд узких направлений. В амбулаторной практике, когда случай оплачивается «по прикреплению», невозможно (по крайней мере это отдельная очень большая работа) создать выгодное сотрудничество.

Как следствие, возглавляемая Петром Смиренко клиника не является участником системы ОМС.

— Когда изменится форма финансирования ЛПУ и будет введена оплата за фактически оказанные услуги, пусть и по тарифам, ниже рыночной себестоимости медуслуг либо станет возможным соплатеж, в ОМС будет много заявок от частных ЛПУ, и государство сделает огромный рывок в изменении всей системы здравоохранения в лучшую сторону, — резюмирует он.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь