Медицинский Вестник №8 (549) / 2011

Через кассу поневоле

1 марта 2011

Основной причиной появления в свое время платных услуг в государственных лечебных учреждениях стала недостаточность их бюджетного финансирования, что приводило к снижению использования мощностей ЛПУ, ограничивая доступность медицинской помощи для населения. В этих условиях, чтобы сохранить кадровый потенциал и покрыть недостающие расходы за счет дополнительных внебюджетных средств, лечебные учреждения столкнулись с необходимостью выхода на интенсивно формирующееся коммерческое поле. Последние инициативы
по реформированию отрасли еще больше обостряют проблему платности оказания медицинской помощи в стране.

Основной причиной появления в свое время платных услуг в государственных лечебных учреждениях стала недостаточность их бюджетного финансирования, что приводило к снижению использования мощностей ЛПУ, ограничивая доступность медицинской помощи для населения. В этих условиях, чтобы сохранить кадровый потенциал и покрыть недостающие расходы за счет дополнительных внебюджетных средств, лечебные учреждения столкнулись с необходимостью выхода на интенсивно формирующееся коммерческое поле. Последние инициативы по реформированию отрасли еще больше обостряют проблему платности оказания медицинской помощи в стране.

Выше нормы

Платные услуги в государственных лечебных учреждениях были разрешены в 90-е годы. Предполагалось, что привлеченные таким образом дополнительные средства пойдут на развитие лечебных учреждений. Однако, по результатам проверок Росздравнадзора, из года в год именно в сфере оказания платных медицинских услуг государственными ЛПУ фиксируются многочисленные нарушения законодательства. Самые распространенные из них — предоставление гарантированных государством бесплатных услуг на платной основе и оказание платных услуг больницами и поликлиниками, не имеющими на это лицензий.

По мнению многих экспертов, доля платных услуг в государственных медицинских учреждениях давно уже превышает разрешенные законом 5—15%, а в некоторых ЛПУ, оказывающих высокотехнологичную помощь, достигает 70%. В результате пациент не видит большой разницы между государственными и частными клиниками и не понимает, почему ему приходится платить за декларированную государством бесплатную медицин­скую помощь.

При таком положении дел представители коммерческой медицины считают вполне оправданным введение запрета на оказание подобных услуг в государственных медучреждениях. Частники настаивают на том, что наличие платных услуг в них является нарушением конституционного права российских граждан на бесплатную медицинскую помощь и ведет к еще большему социальному расслоению, ведь, следуя логике, пациентов одной и той же клиники, в зависимости от их платежеспособности, будут лечить по-разному, причем на вполне законных основаниях.

— Мы хорошо знаем, что часто больной попадает в ситуацию, когда ему предлагают оказать необходимую медицинскую помощь бесплатно, но не сразу, а через месяц-два, ссылаясь на отсутствие свободных мест в стационаре или на загруженность диагностического оборудования, — поясняет руководитель комитета по здравоохранению «Опоры России», председатель Некоммерческого партнерства частных клиник Александр Грот. — Притом, что за наличный расчет те же самые услуги можно получить в любое удобное время.

Системные противоречия

Одной из причин требования запрета на предоставление платных услуг в госучреждениях здравоохранения является недобросовестная, по мнению представителей коммерческой медицины, конкуренция.

— Для того чтобы система работала, не нужно разделять ее на составные части, напротив, необходимо стремиться к консолидации, — считает вице-президент ЗАО «Группа компаний МЕДСИ» Владимир Гераскин. — Частная медицина в России сегодня пока не воспринимается как равноправный партнер государства в охране здоровья населения. Кроме того, частные клиники оказываются в гораздо менее выгодном положении.

Посудите сами, государственное ЛПУ имеет все за счет налогоплательщиков: помещение, оборудование, персонал и при этом наделено еще и правом брать деньги с пациентов по нелимитированным тарифам. Частная же структура вынуждена оплачивать все расходы самостоятельно, не имея никаких льгот и послаблений, поэтому и себестоимость наших услуг существенно выше. Конечная же рыночная цена, которую платит пациент, что в государственном, что в частном ЛПУ, примерно одинакова. Это неравенство не дает возможности развиваться здоровой конкуренции на медицинском рынке страны. На мой взгляд, государственная медицина не должна иметь возвожности оказывать медицинские услуги «по кассе». Она может быть или бюджетной, или страховой. Только тогда мы будем говорить о формировании нормальной конкурентной среды в сфере оказания платных медицинских услуг.

Действительно, государство...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.