Медицинский Вестник №16 (665) / 2014
Что в рейтинге тебе моем…
В основе оценки страховых медицинских организаций (СМО) специалистами Общественной организации по защите прав потребителей медицинских услуг «Здравоохранение» лежит принцип, определяемый логикой построения самой системы ОМС: коммерческая привлекательность медицинских страховщиков должна быть обусловлена тем, как они влияют на медицину в интересах пациента — своего застрахованного. Это обстоятельство существенно отличает эту оценку от той, которая приводится в рейтинге страховщиков ФОМС, и заставляет задуматься над тем, кому они нужны.
В основе оценки страховых медицинских организаций (СМО) специалистами Общественной организации по защите прав потребителей медицинских услуг «Здравоохранение» лежит принцип, определяемый логикой построения самой системы ОМС: коммерческая привлекательность медицинских страховщиков должна быть обусловлена тем, как они влияют на медицину в интересах пациента — своего застрахованного. Это обстоятельство существенно отличает эту оценку от той, которая приводится в рейтинге страховщиков ФОМС, и заставляет задуматься над тем, кому они нужны.
Разница в подходах
В нашем ежегодном (уже седьмом по счету) сравнении страховщиков ставка, как и прежде, делается на анализ официальных данных ТФОМС по защите прав застрахованных, а также на результаты досудебного и судебного рассмотрения споров по качеству медицинской помощи в соответствии с формой ведомственного статистического наблюдения ПГ (права граждан). С тех пор, как появился официальный рейтинг федерального фонда, наш можно считать в какой-то мере альтернативным.
Рейтинг ФОМС составляется с 2012 года на основе приказа ведомства от 26 декабря 2011 г. № 243 (в ред. от 27.03.2013 г. № 66) «Об оценке деятельности страховых медицинских организаций». Официальная оценка деятельности СМО проводится ежеквартально по определенным показателям, каждый из которых рассчитывается согласно утвержденной методике. Перечень показателей исчерпывается 14 пунктами. Из них 2 являются общими (численность застрахованных и количество пунктов выдачи полисов), 5 относятся к экспертной деятельности СМО, 4 посвящены информационной активности страховых организаций, 2 касаются нарушений самих страховщиков (предъявленные штрафы к СМО и жалобы на СМО), и только 1 показатель отражает работу с претензиями и жалобами застрахованных, причем лишь в одном аспекте — результативность претензий и исков.
Сравним показатели нашего рейтинга и критерии ФОМС. Если в официальном рейтинге численность застрахованных по каждой СМО является самостоятельным критерием, который считается по доле застрахованных конкретной страховой организации в регионе, то в нашем рейтинге эти данные не оцениваются, при этом абсолютно все показатели рейтинга пересчитываются на 10 тыс. застрахованных (при этом численность застрахованных по страхо...