Медицинский Вестник №34 (575) / 2011

Что «выгорает» в «синдроме выгорания»?

1 декабря 2011

Синдром «профессионального выгорания»(СПВ) врача — новое явление для традиционной медицинской культуры. Еще вчера такие качества, как равнодушие к пациентам, безразличие к своим обязанностям, игнорирование мнений коллег, неудовлетворенность работой, были проявлениями профессиональной нравственной несостоятельности. Сегодня они рассматриваются как формы проявления нового патологического состояния (в стадии предболезни) различной степени выраженности, которое определяется в современной литературе как фаза истощения с психосоматическими и психовегетативными нарушениями. 10 МКБ рассматривает СПВ как «фактор, влияющий на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения», классифицируя его под Кодом Z73.0 и названием «переутомление».

Синдром «профессионального выгорания»(СПВ) врача — новое явление для традиционной медицинской культуры. Еще вчера такие качества, как равнодушие к пациентам, безразличие к своим обязанностям, игнорирование мнений коллег, неудовлетворенность работой, были проявлениями профессиональной нравственной несостоятельности. Сегодня они рассматриваются как формы проявления нового патологического состояния (в стадии предболезни) различной степени выраженности, которое определяется в современной литературе как фаза истощения с психосоматическими и психовегетативными нарушениями. 10 МКБ рассматривает СПВ как «фактор, влияющий на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения», классифицируя его под Кодом Z73.0 и названием «переутомление».

«Больной» за себя­не в ответе…

Трудно не согласиться с тем, что феномен СПВ связан с переносом признаков нравственного несовершенства личности в категорию «болезни». Ведь патологическое состояние человека, как известно, смягчает нравственную и юридическую ответственность личности. Нравственные обязательства врача и нормы морального отношения к пациенту, составляющие содержание клятвы Гиппократа, как бы сгорают в «синдроме выгорания». В силу «болезни» с врача снимается вина за ненадлежащее оказание медицинской помощи. А психоаналитики могут еще и добавить при этом, что именно моральные обязательства и культурные нормы и приводят к болезни, ставя тем самым вообще под сомнение необходимость этих норм и обязательств для врача.

Диалектика таких превращений уже известна культуре. Сначала нравственный порок (например, сексуальное извращение) объявляется просто болезнью, вызывая сострадание и снижая ответственность за совершаемые действия, а затем и вовсе объявляется разновидностью особенностей личности, превращаясь в своеобразную норму («девиацию») человеческого поведения. Не последует ли после признания безнравственного поведения врача просто «фазой истощения с психосоматическими и психовегетативными нарушениями» признания и права врача на различное нравственное отношение к пациенту?

Опасные специальности

В 2010—2011 годах кафедрой биомедицинской этики РНИМУ им. Н.И. Пирогова был проведен опрос врачей московских больниц с целью сбора объективной всесторонней информации об отношении молодого поколения врачей к такому явлению, как СПВ.

В опросе приняли участие 474 человека. Из них мужчин было 35%, женщин — 65%. Возрастной диапазон выглядел так: врачи до 36 лет составляли 72% опрошенных, от 36 до 45 лет — 14, от 45 до 60 лет — 11, свыше 60 лет — 3%. Градация проходила также по стажу работы в здравоохранении: стаж от 1 до 3 лет имели 34% респондентов, от 3 до 10 лет — 46, более 10 лет — 20%. Терапевтическую специальность представляли 17% опрошенных, хирургию — 30, педиатрию —16, другие специальности — 37%.

При этом хотелось бы отметить, что в ...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.