Вестник Российского общества урологов №4 / 2019
Цифровая трансформация медицинского образования
Применение информационно-коммуникативных технологий в сфере медицинского образования началось не сегодня. Однако с внедрением в 2007 г. такой формы электронного образования, как массовые открытые онлайн-курсы (МООК), позволяющие обучать одновременно сотни тысяч студентов, оно, несомненно, вышло на качественно новый уровень во всем мире. Около двух лет назад в составе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова благодаря ректору Сеченовского университета П.В. Глыбочко открылся Институт электронного медицинского образования (ИЭМО). О задачах, стоящих перед институтом, его становлении и перспективах рассказывает директор ИЭМО, д.м.н., профессор Магомед Алхазурович Газимиев.
– Магомед Алхазурович, каковы цели и задачи электронного образования в целом и возглавляемого вами института в частности?
– Достоинства электронного или дистанционного образования, позволяющего охватить широкую аудиторию учащихся, открывающего возможности для самостоятельной работы студентов и построения индивидуальной траектории образования, неоспоримы. При этом необходимо гарантировать качество учебного контента. Видеолекции и курсы должны проходить соответствующие экспертизы, отвечать мировым стандартам, а содержание образовательных программ своевременно обновляться.
Всем этим требованиям соответствует учебная деятельность Института электронного медицинского образования (ИЭМО), который создан 19 марта 2018 г. приказом ректора Сеченовского университета. Миссией ИЭМО является разработка и продвижение единой образовательной платформы электронного обучения с целью повышения качества, востребованности и доступности медицинского образования.
Институт ЭМО включает пять подразделений:
- отдел мониторинга качества образования,
- центр медицинских информационных систем и технологий (ЦМИСТ), учебный центр врачебной практики «Пракси Медика», методический центр аккредитации специалистов и
- аккредитационно-симуляционный центр.
В числе задач института разработка стратегии внедрения электронных технологий в обучение создание системы независимой оценки знаний студентов и аттестации преподавателей, формирование национальной системы аккредитации медицинских специалистов, интеграция дистанционных образовательных программ в систему непрерывного медицинского образования.
С апреля 2018 г. начата запись видеолекций и массовых открытых онлайн-курсов (МООК) преподавателей кафедр Сеченовского университета. Данные электронно-образовательные материалы отличает единый формат изложения, продолжительность (один-два академических часа), наличие контрольно-измерительных материалов (тестов).
Размещение базовых курсов университета на ведущих онлайн-платформах способствует повышению качества и доступности программ высшего медицинского образования, популяризации авторских курсов, уникальных медицинских разработок, увековечиванию заслуг корифеев медицины.
Необходимым условием совершенствования качества медицинского и фармацевтического образования в России является развитие системы аккредитации как процедуры независимой оценки квалификации специалистов отрасли здравоохранения и допуска их к профессиональной деятельности.
Научно-методическое сопровождение аккредитации специалистов здравоохранения было поручено Минздравом России Сеченовск...