Медицинский Вестник №4 (389) / 2007

Диагностика в педиатрии — интегральный подход к проблеме

1 февраля 2007

Проблема диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний в педиатрии существует много веков, со времен Гиппократа, Галена и Ибн Сины, которые в своих трудах описали отдельные симптомы различных болезней детского возраста. С XIX века, когда педиатрия выделилась в самостоятельную науку, трудов, посвященных диагностике детских заболеваний, становилось все больше и больше. Значительных успехов эта медицинская дисциплина достигла благодаря трудам отечественных российских педиатров, которые внесли весомый вклад в развитие педиатрии как науки и в разработку критериев диагностики болезней детского возраста. Появление в последние годы множества алгоритмов клинической диагностики должно было решить все трудности, возникающие при постановке диагноза у детей. Однако по-прежнему при анализе работы медицинских учреждений самого разного уровня регулярно выявляются случаи как гипо-, так и гипердиагностики различных заболеваний, постановка неправильных диагнозов, недооценка тяжести состояния больных, неоказание им своевременной и адекватной медицинской помощи. Эти врачебные ошибки иногда становились причиной гибели детей от болезней, которые при своевременной диагностике и адекватной терапии могут быть отнесены к вполне излечимым.

Проблема диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний в педиатрии существует много веков, со времен Гиппократа, Галена и Ибн Сины, которые в своих трудах описали отдельные симптомы различных болезней детского возраста. С XIX века, когда педиатрия выделилась в самостоятельную науку, трудов, посвященных диагностике детских заболеваний, становилось все больше и больше. Значительных успехов эта медицинская дисциплина достигла благодаря трудам отечественных российских педиатров, которые внесли весомый вклад в развитие педиатрии как науки и в разработку критериев диагностики болезней детского возраста. Появление в последние годы множества алгоритмов клинической диагностики должно было решить все трудности, возникающие при постановке диагноза у детей. Однако по-прежнему при анализе работы медицинских учреждений самого разного уровня регулярно выявляются случаи как гипо-, так и гипердиагностики различных заболеваний, постановка неправильных диагнозов, недооценка тяжести состояния больных, неоказание им своевременной и адекватной медицинской помощи. Эти врачебные ошибки иногда становились причиной гибели детей от болезней, которые при своевременной диагностике и адекватной терапии могут быть отнесены к вполне излечимым.

Разработка интегральных подходов к диагностике болезней детского возраста, к оценке тяжести состояния больного и к выбору оптимального набора терапевтических средств, их внедрение в практическое здравоохранение позволило бы существенно повысить эффективность медицинской помощи детям. В этой связи представляется очень актуальным и своевременным создание и перевод на русский язык руководства по ведению (курации) стационарных больных “Интегрированное ведение болезней детского возраста” (ИВБДВ) для детей с серьезной инфекцией или тяжелым нарушением питания, разработанного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Это — не первый документ по ИВБДВ. Первое руководство было посвящено диагностике в амбулаторной практике, и его внедрение в ряде регионов России привело к повышению эффективности медицинской помощи в поликлиниках.

Первые дефекты в организации помощи детям, направленным на госпитализацию, могут возникнуть уже на этапе оформления истории болезни, т.е. в приемном покое. Связаны они обычно с недооценкой тяжести состояния больных при необходимости ожидания своей очереди и неоказанием им экстренной адекватной помощи. Первый раздел руководства по ИВБДВ посвящен как раз этой проблеме — неотложной сортировочной оценке и неотложному лечению. Сортировке по тяжести состояния подлежат все дети еще до любых административных процедур, т.е. до регистрации и оформления истории болезни, поэтому весь персонал приемных отделений должен быть обучен основам сортировки для выявления больных, требующих неотложного внимания.

К неотложным отнесены признаки, по которым имеется международный консенсус:

  • Затрудненное дыхание, тяжелый респираторный дистресс
  • Центральный цианоз
  • Признаки шока (время наполнения капилляров ногтевого ложа — более 3 сек, слабый учащенный пульс)
  • Кома или судороги
  • Тяжелое обезвоживание (летаргия, запавшие глаза, медленное расправление кожной складки).

Дети, имеющие хотя бы один из перечисленных признаков, нуждаются в немедленном лечении для предупреждения смертельного исхода.

В отсутствие неотложных признаков осуществляется поиск детей, имеющих т.н. приоритетные признаки — симптомы, указывающие на высокий риск смертельного исхода:

  • Видимое тяжелое истощение
  • Возраст — менее 2 мес
  • Отек обеих стоп
  • Резкая бледность ладоней
  • Летаргическое состояние, постоянная раздражимость и беспокойство
  • Сильные ожоги
  • Любой респираторный дистресс
  • Ребенок, срочно направленный в стационар из другого медицинского учреждения.

Наличие одного или нескольких нижеперечисленных признаков требует приоритетного внимания в приемном покое. Состояние этих детей должно быть оценено без промедления для определения необходимого дальнейшего обследования и л...

А.М. ФЕДОРОВ, профессор кафедры педиатрии Института повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства РФ, доктор медицинских наук; М.Д. БАКРАДЗЕ, заведующая отделением диагностики и восстановительного лечения НЦ здоровья детей РАМН, кандидат медицинских наук; Е.В. СТАРОВОЙТОВА, врач отделения диагностики и восстановительного лечения НЦ здоровья детей РАМН; И.Л. ЧАЩИНА, врач отделения диагностики и восстановительного лечения НЦ здоровья детей РАМН
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.