Кардиология №7 / 2008
Динамика вариабельности ритма сердца при лечении артериальной гипертонии
ФГУ Российский кардиологический научно-производственный комплекс Росздрава, 121552 Москва, ул. 3-я Черепковская, 15а
Исследование проведено с целью оценки клинической эффективности обучающей технологии — Школы для больных стабильной стенокардией в условиях практического здравоохранения. Больные ишемической болезнью сердца (ИБС, n=100) со стабильной стенокардией I—III функционального класса (средний возраст 59,9±0,42 года) были рандомизированы на 2 группы по 50 больных, одна из которых прошла обучение в Школе для больных ИБС (6 занятий по 90 мин 2 раза в неделю). Пациенты как основной, так и контрольной групп находились под наблюдением в течение 12 мес. В течение всего срока исследования в обеих группах наблюдение и лечение пациентов проводили врачи городской поликлиники по общепринятой методике ведения пациентов с диагнозом ИБС, стабильная стенокардия. Результаты исследования свидетельствуют, что обучение в Школе для больных ИБС достоверно повышает уровень медицинской информированности пациентов, обеспечивает позитивную динамику целого ряда клинических и психологических показателей, а также интегральных показателей качества жизни больных ИБС.