Медицинский Вестник №8 (549) / 2011

Дмитрий ВЕНЕДИКТОВ: наукой нужно управлять

1 марта 2011

Наука начинается с озарения в голове (мозгу) ученого, и весь ее процесс носит отпечаток творческой личности. Однако ученый творит, только опираясь на уже накопленные человечеством знания, «стоя на плечах гигантов» — обмениваясь знаниями и информацией с коллегами, работающими над той же проблемой, сопоставляя и координируя с ними и направления научного поиска, и методологии. Сегодня, когда наука стала большой функциональной системой, сочетающей людей и коллективы, идеи и знания, оснащение и оборудование, она требует громадных финансовых ресурсов и сама оказывает все большее влияние на все стороны жизни, она не может не быть управляемой — самоуправляемой, считает член-корреспондент РАМН Дмитрий Дмитриевич ВЕНЕДИКТОВ. Он подчеркивает, что управление (в т.ч. информация и координация, внесение необходимых поправок) необходимо на всех стадиях научного процесса — от озарения и первой идеи до составления научного плана, осуществления работ, оценки результатов и отдаленных последствий внедрения научных достижений.

Наука начинается с озарения в голове (мозгу) ученого, и весь ее процесс носит отпечаток творческой личности. Однако ученый творит, только опираясь на уже накопленные человечеством знания, «стоя на плечах гигантов» — обмениваясь знаниями и информацией с коллегами, работающими над той же проблемой, сопоставляя и координируя с ними и направления научного поиска, и методологии. Сегодня, когда наука стала большой функциональной системой, сочетающей людей и коллективы, идеи и знания, оснащение и оборудование, она требует громадных финансовых ресурсов и сама оказывает все большее влияние на все стороны жизни, она не может не быть управляемой — самоуправляемой, считает член-корреспондент РАМН Дмитрий Дмитриевич ВЕНЕДИКТОВ. Он подчеркивает, что управление (в т.ч. информация и координация, внесение необходимых поправок) необходимо на всех стадиях научного процесса — от озарения и первой идеи до составления научного плана, осуществления работ, оценки результатов и отдаленных последствий внедрения научных достижений.

Не могут и не хотят

Управлять наукой сложно. Как системе ей противопоказаны и чисто рыночные, и чисто административные, властные методы управления. Скорее основными рычагами влияния на ситуацию в науке являются целеполагание, кадровое, финансовое, технико-методологическое, информационное обеспечение, экспертная и практическая оценка результатов (результат есть единственная мера эффективности любой системы). Также надо понимать, что финансирование современной науки и управление наукой сегодня возможны только через сильные правительственные каналы.

На этом фоне во всех странах сформировались не везде одинаково эффективные, но в основе своей сходные механизмы управления наукой и научно-техническим прогрессом, координации науки и освоения ее результатов. В нашей стране эта задача осуществляется или, по крайней мере, должна осуществляться Минздравсоцразвития РФ и РАМН, в США?— Национальными институтами здравоохранения, в Великобритании?— Медицинским исследовательским советом — одним из семи национальных научных советов, во Франции — Национальным институтом здоровья и медицинских исследований. Аналогичные организации созданы в ФРГ, Японии и многих других странах. Но в связи с глобализацией и многими сложными процессами, выявлением общих для разных стран проблем в здравоохранении возросла и роль международных механизмов координации, действующих, прежде всего, через ВОЗ и созданный под ее эгидой Глобальный форум по медицин­ской (здравоохранной) науке.

На сегодняшний день ключевым в управлении наукой стало и разделение государственных (политических, экономических и иных) и специальных научных подходов к этой задаче. Государ­ство (общество) выдвигает национальные (теперь и международные) цели и выде...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.