Медицинский Вестник №9 (622) / 2013
Добро пожаловать, или…
Не так давно пресс-служба Первого МГМУ им. И.М. Сеченова опубликовала информацию о том, что на должность профессора кафедры нормальной физиологии университета был приглашен ученый с мировым именем, гражданин Швейцарии. Такое решение объяснили стремлением к повышению престижности российского медицинского образования на международной арене. Мы попытались разобраться, какую роль в интеграции отечественной высшей школы в мировой образовательный процесс смогут сыграть иностранные специалисты.
Не так давно пресс-служба Первого МГМУ им. И.М. Сеченова опубликовала информацию о том, что на должность профессора кафедры нормальной физиологии университета был приглашен ученый с мировым именем, гражданин Швейцарии. Такое решение объяснили стремлением к повышению престижности российского медицинского образования на международной арене. Мы попытались разобраться, какую роль в интеграции отечественной высшей школы в мировой образовательный процесс смогут сыграть иностранные специалисты.
Если совершить короткий экскурс в историю отечественного высшего медицинского образования, то можно увидеть, что доля преподавателей-иностранцев в начальный период формирования в стране классических университетов была весьма высокой. Обучение велось, как правило, на латыни и немецком языке. Но к концу 20-х годов XIX века в связи с организацией новых университетов власть решила улучшить подготовку профессоров и преподавателей из «природных россиян», для чего был создан Профессорский институт при Дерптском университете. Большинство кандидатов-медиков составляли вчерашние студенты, получившие врачебные дипломы, но были и уже практиковавшие врачи. После обучения в Дерпте молодых ученых направляли на стажировку в европейские университеты. Из стен Профессорского университета вышли такие светила отечественной медицины, как Пирогов, Иноземцев, Сокольский, Филомафитский, Загорский, Сандовский. Появилась отечественная медицинская школа.
Сегодня прослойка иностранных специалистов, привлекаемых на регулярной основе к преподаванию, весьма невелика. В основном это крупные эксперты в различных узкоспециализированных областях, которые читают небольшие тематические курсы или разовые лекции.
Диктат рейтинга
Вместе с тем нельзя отрицать, что процессы глобализации активно проявляются и в системе высшего образования. Большинство крупных университетов мира сегодня приглашают на преподавательскую работу известных профессоров из других стран, поскольку это положительно сказывается на позиционировании учебного заведения в международных рейтингах. Тем же путем решили пойти и некоторые российские медицинские вузы.
— Около двух лет тому назад ученый совет утвердил стратегию развития международной деятельности университета, главной целью которой является его переход к статусу «вуза с международным признанием», — отмечает проректор по международным связям Первого МГМУ им. И.М. Сеченова член-корреспондент РАМН, профессор Петр Л...