Медицинский Вестник №20 (489) / 2009

Дорога в никуда

1 июля 2009

Ежегодно в России в автомобильных авариях погибает более 30 тысяч человек, а калечатся и получают травмы почти 300 тысяч. Это сопоставимо с населением небольшого города и больше, чем летальность от рака и сердечно-сосудистых заболеваний. План по спасению жителей страны, заключавшийся в ужесточении штрафов за нарушения ПДД и создании спасательных коридоров вдоль основных федеральных трасс, уже принес дивиденды в виде 3 тысяч жизней. Это показатель, который дала статистика 2008 года. И несмотря на то, что он крайне мал (эксперты посчитали, чтобы снизить дорожный травматизм и летальность в России до европейского уровня, потребуется 15 лет), но на те же три тысячи уменьшилось число жертв ДТП за четыре года — с 2004 по 2007. Такую информацию озвучили участники слушаний «Дорожно-транспортный травматизм — национальная программа», состоявшихся в Общественной палате РФ. Они проходили в июне этого года с участием крупных российских экспертов — травматологов, сотрудников министерств чрезвычайных ситуаций, внутренних дел, Минобрнауки РФ.

Ежегодно в России в автомобильных авариях погибает более 30 тысяч человек, а калечатся и получают травмы почти 300 тысяч. Это сопоставимо с населением небольшого города и больше, чем летальность от рака и сердечно-сосудистых заболеваний. План по спасению жителей страны, заключавшийся в ужесточении штрафов за нарушения ПДД и создании спасательных коридоров вдоль основных федеральных трасс, уже принес дивиденды в виде 3 тысяч жизней. Это показатель, который дала статистика 2008 года. И несмотря на то, что он крайне мал (эксперты посчитали, чтобы снизить дорожный травматизм и летальность в России до европейского уровня, потребуется 15 лет), но на те же три тысячи уменьшилось число жертв ДТП за четыре года — с 2004 по 2007. Такую информацию озвучили участники слушаний «Дорожно-транспортный травматизм — национальная программа», состоявшихся в Общественной палате РФ. Они проходили в июне этого года с участием крупных российских экспертов — травматологов, сотрудников министерств чрезвычайных ситуаций, внутренних дел, Минобрнауки РФ.

Впереди планеты всей

В основе позитивной динамики лежат конечно же полицейские меры, введенные последовательно в 2008 году. Особенности российской ментальности таковы, что до недавних пор не пристегиваться за рулем считалось у водителей практически «геройством». С 2008 года штрафы за подобные правонарушения были увеличены в 5—10 раз, и смертность сразу же резко снизилась — на 8%, травматизм — на 7,3%. Сейчас штрафы повышают для водителей, не пропускающих пешеходов или велосипедистов (наезды на пешеходов — одна из самых частых причин ДТП).

— Штрафы — это не панацея, если у людей нет внутренней культуры поведения на дороге, которую еще надо сформировать, — озвучил свою позицию председатель Комиссии Общественной палаты РФ по здравоохранению Леонид Рошаль.

Статистика, приведенная на слушаниях врачами-травматологами, поражает воображение неподготовленного человека: смертность от ДТП в России в сравнении с европейскими и высокоразвитыми азиатскими государствами выше в разы. В нашей стране летальным исходом аварии на дороге заканчиваются для каждых 14 пострадавших из ста. Тогда как в Японии на каждые 100 пострадавших приходится всего 1,3 погибших, в Великобритании — 1,4, в США — 2,0. Хуже показатели в Греции (8,3), Турции (9) и Польше (10,3). Но пальму первенства России пока никто из них не оспорил.

До 25% пострадавших убивают расстояния

Причин столь рекордных показателей смертности много. И главная — это инфраструктурные особенности скоростных российских трасс. На многих отсутствуют разделительные ограждения между ...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.