Медицинский Вестник №20 (489) / 2009
Дух и буква ФЗ-94
Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не ругает разве что ленивый. Производители, медики, депутаты не против внести в него изменения, а то и вовсе отменить. В том, насколько плох закон и как наиболее эффективно проводить госзакупки, мы попытались разобраться вместе с представителями учреждений здравоохранения, осуществляющих закупки, и поставщиков, предлагающих свою продукцию в регионах.
Слово заказчика
Однозначно ответить на вопрос, чем так плох данный закон, сложно, считает начальник отдела государственных закупок Министерства здравоохранения Омской области Александр Филатов.
— Проблема в том, что в законе существенно сужены правовые рамки для заказчика и, напротив, довольно широко обозначены права для поставщиков, — говорит А. Филатов. — Приведу конкретный пример: проводим конкурс на поставку детского питания. Парадокс, но на первом этапе мы не имеем права требовать сертификаты соответствия (качества) продукции. Мы можем это сделать только тогда, когда партия продукции уже поступит от выигравшего конкурс поставщика, и в итоге рискуем получить «кота в мешке».
Помимо этого есть чисто технические сложности при получении ответов на запросы в уполномоченные органы с целью проверки документации, которую подают поставщики на конкурс. Например срок, который отводится по закону на получение ответа из налоговой инспекции, — 10 дней, по мнению Александра Филатова, слишком мал, зачастую ответы не успевают прийти. При этом он не считает необходимым отменять закон:
— Альтернативу трудно придумать, а совершенствовать закон для того, чтобы его положения были прописаны однозначно и понятны каждому, нужно.
Похожей позиции придерживается и главный врач МЛПУ «Городская больница №13» г. Нижний Новгород Александр Разумовский:
— Конечно, закон ФЗ-94 несовершенен, но сегодня нет смысла его отменять, а вот изменить стоит. Закон призван сохранять средства ЛПУ, но в нем столько условий и ограничений, что он в результате становится препятствием для развития медицинских учреждений. Одним из недостатков закона является то, что прямые закупки можно проводить только на сумму до 100 тыс. руб. Это очень мало для такого большого учреждения, как наша больница. Нужно больше доверять главным врачам.
Критикуя «букву» закона, представители медсообщества считают, что сами механизмы организации госзакупок через конкурсные торги — безусловный плюс. Александр Разумовский приводит пример из своей практики, когда при проведении аукционов удавалось добиться снижения цены на 40% и только на закупках лекарств получать экономию по 500—600 тыс. руб. в год.
Есть и несколько иная точка зрения.
— Система жуткая, — высказывает свое мнение главный врач Клинической больницы №122 им. Л.Г. С...