Медицинский Вестник №4 (389) / 2007
Двадцать заповедей Росздравнадзора
Министр здравоохранения и социального развития РФ подписал 13 административных регламентов, подготовленных Росздравнадзором, среди которых и документы, регулирующие вопросы качества оказания медицинской помощи. Ранее глава отрасли подписал три регламента, уже вступивших в силу (Государственная регистрация лекарственных средств; Регистрация изделий медицинского назначения; Организация проведения экспертизы эффективности и безопасности лекарственных средств). В процессе подготовки еще четыре. По оценке уполномоченного по качеству Росздравнадзора Александра Александровича МАЛИНА, 20 административных регламентов опишут до 90% всех функций, которые выполняет сегодня служба. Вступление документов в силу и безусловное соблюдение их как сотрудниками Росздравнадзора, так и представителями отрасли позволит исключить нечистоплотность в деятельности тех и других, упростить и сделать прозрачными процедуры принятия решений.
— Александр Александрович, бытует мнение, что административная реформа в России уже проведена. Многие считают, что состояла она лишь в произошедшей в 2004 г. реструктуризации в Правительстве РФ, министерствах и ведомствах, поменявших название, объединенных, разделенных и дополненных службами и агентствами. Это так? Но тогда какое отношение имеют к административной реформе упоминаемые регламенты?
— Это не совсем так. В течение 2003 г. специалисты Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ РФ), Высшей школы экономики, Центра стратегических разработок занимались активным анализом существующих государственных функций, проводили их ревизию и пришли к необходимости оптимизации выполнения федеральными органами исполнительной власти своих полномочий. Это начинание как раз и реализовалось в виде реформы исполнительной власти, реструктуризации министерств, появлении федеральных служб и агентств.
Но разделение министерств на “младшие” и “старшие” привело к отсутствию синхронного взаимодействия между ними, что выразилось в несогласованности действий, дублировании ведомствами исполнения государственных функций и оказания услуг и, как результат, к общему снижению удовлетворенности заявителей работой ведомств. Дабы справиться с этой проблемой, была активизирована работа уже сформированной на тот момент Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Результатом этого явилось принятие постановлений Правительства РФ от 19.01.2005 г. № 19 “О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти” и от 28.07.2005 г. № 452 “О типовом регламенте внутренней организации федерального органа исполнительной власти”. Венцом усилий в этом направлении стало Постановление Правительства РФ от 11.11.2005 г. № 679 “О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг”.
Кроме того, осенью 2005 г. было выпущено распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 г. № 1789-р “О концепции административной реформы в РФ 2006—2008 гг.”, одобряющее концепцию административной реформы РФ на этот период и содержащее конкретные показатели, достижение которых к 2008 г. является целью для федеральных органов исполнительной власти и высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
— Какие показатели?
— В частности, степень удовлетворенности оказанием государственных услуг в РФ заявителями и гражданами, по данным соцопросов, не превышает 10—12%. После реализации мероприятий реформы как в федеральных, так и региональных органах исполнительной власти эта цифра должна достичь 50%.
Кроме того, важным считается снижение степени влияния государства на деятел...