Медицинский Вестник №4 (581) / 2012

Елена ТЕЛЬНОВА: контроль и управление качеством медпомощи — две составляющие одного процесса

1 февраля 2012

На фоне растущей правовой грамотности пациента и масштабных реформ в отрасли качество медицинской помощи становится системообразующим элементом для выстраивания национального здравоохранения в соответствии с требованиями времени. О сложившейся в стране системе контроля и управления качеством медицинской помощи в интервью редактору «МВ» Сергею Литвиненко рассказала и.о. руководителя Росздравнадзора Елена ТЕЛЬНОВА.

На фоне растущей правовой грамотности пациента и масштабных реформ в отрасли качество медицинской помощи становится системообразующим элементом для выстраивания национального здравоохранения в соответствии с требованиями времени. О сложившейся в стране системе контроля и управления качеством медицинской помощи в интервью редактору «МВ» Сергею Литвиненко рассказала и.о. руководителя Росздравнадзора Елена ТЕЛЬНОВА.

— Елена Алексеевна, каково законодательное определение понятия качества медицинской помощи у нас в стране? Что собственно под ним подразумевается?

— Эти определения даны в двух действующих на сегодня нормативных документах: недавно принятом ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и приказе Минздрава РФ № 12 от 22.01.2001 г. «О введении в действие отраслевого стандарта, термина и определения системы стандартизации в системе здравоохранения». Причем оба эти документа действуют. Одно из определений звучит так: качество медицинской помощи — это система критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи как в определенном медицинском учреждении, у определенного врача, на определенной территории, так и отдельному больному.

Второе определение: качество медицинской помощи — это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Определения похожи, но, на мой взгляд, одно дополняет другое.

— Если говорить о законодательной базе, на которой основывается работа по контролю за качеством медпомощи, она, по-вашему, совершенна или какие-то моменты требуют доработки?

— Совершенству предела нет, конечно же. Но если говорить конкретно о 323-м законе, то он содержит множество отсылочных норм, которые нужно в самое ближайшее время принимать. В целом по закону необходимо принять дополнительно около 200 нормативных актов. И большинство из этих норм так или иначе перекликаются с вопросами качества оказания медпомощи. Эти нормативные акты сейчас активно разрабатываются Минздравсоцразвития РФ, и наше ведомство принимает в процессе непосредственное участие. Думаю, что до июля основная часть необходимых нормативных документов будет принята, так как именно с этого момента вступят в силу многие положения закона.

— Как выстроена в нашей стране система контроля качества медицинской помощи? Чем собственно занимается Росздравнадзор в этой области?

— Методов контроля много. Согласно положениям нового закона их можно разделить на ведомственные и вневедомственные. К первым относятся мероприятия по внутреннему контролю в субъектах РФ, в медучреждениях, ко вторым — проверки сторонних организаций, в том числе и наши. Федеральным законом № 323 контроль подразделяется на государственный, ведомственный и внутренний.

Надо сказать, что контроль в том или ином виде существовал всегда. ...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.