Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №1 / 2012
Этапы развития и современные представления о структуре эпидемиологии
ГОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
В статье обсуждаются ключевые вопросы, связанные с определением предмета, предметной области и методов эпидемиологии. Даны определение и характеристика эпидемиологического подхода к изучению болезней человека. Прослеживаются этапы развития эпидемиологии. Рассматривается структура и содержание современной эпидемиологии как фундаментальной медицинской науки, относящейся к области профилактической медицины. Приведены основные направления исследования эпидемиологии.
Истоки эпидемиологии как науки уходят в глубокую древность. Изначально предметом эпидемиологии считались любые массовые заболевания – эпидемии, т.е популяционный уровень исследования. При этом до основополагающих открытий в области микробиологии в понятие «эпидемия» инфекционного смысла не вкладывали, и различные авторы применяли в случае массовых заболеваний обобщающие названия: «чума», «мор», «поветрие», «повальные» болезни и т.п.
Уже в древнем мире было ясно, что судить об эпидемиях только на основе знаний об отдельных заболеваниях – это значит «за деревьями не видеть леса». В связи с этим изначально в медицине параллельно с изучением болезней человека (клиника) формировалось изучение заболеваемости населения (эпидемиология). В сочинениях Гиппократа (460–377 гг. до н. э.) уже существуют обобщения в отношении признаков эпидемий («Семь книг об эпидемиях»). В них указано на «эпидемическую конституцию мест и лет», т.е. приуроченность эпидемий к определенным местам и временным периодам. Также выделен и 3-й признак проявления эпидемий — неравномерность поражения отдельных социальных групп [1]. Гиппократ искал причины «повальных» болезней в воздухе и был одним из первых «миазматиков».
Сегодня мы имеем четкое представление о сути эпидемиологического подхода к изучению болезней человека. Это определение закономерностей распределения заболеваемости по территории, во времени и среди различных социально-возрастных групп населения с целью выяснения причинно-следственных связей.
Эта специфическая деятельность составляет основу профилактической деятельности. Результаты эпидемиологических исследований на популяционном уровне лежат в основе разработки профилактических программ разной направленности и содержания.
В добактериологический период (см. таблицу) широко проводились эпидемиологические исследования как у нас в стране, так и за рубежом. Благодаря им медицина обогащалась знаниями, необходимыми для профилактики заболеваний, еще до того, как появились микробиологические, биохимические или другие научные данные об этиологии ряда заболеваний (холера, цинга, пеллагра, бери-бери и др.).
Говоря о предметной и методической областях исследования, также следует иметь в виду, что в процессе развития науки между ее компонентами устанавливается диалектическая связь, определяющая саморазвитие науки. При этом совершенствование метода меняет представление о сущности предмета – наши знания о предмете углубляются и расширяются, что является в свою очередь фактором, стимулирующим развитие метода, аспектов его приложения, а также уточнение или изменение цели науки [3]. Следующий период развития эпидемиологии – после бактериологических открытий. В этот период отечественная эпидемиология развивалась преимущественно как эпидемиология инфекционных болезней, хотя за рубежом наряду с этим интенсивно проводились исследования и неинфекционных болезней [4, 5].
Следствием бактериологических открытий стало формирование микробиологии, иммунологии и клиники инфекционных болезней, а также и новой эпидемиологии как раздела инфектологии. По образному выражению О.В. Барояна [5] , эпидемиология заняла свое место «в большом и слаженном симфоническом оркестре – инфектологии». Этот процесс структурных изменений в медицине характеризовался углублением знаний о механизме возникновения инфекционных болезней и сопровождался трансформацией не только предмета, но и метода эпидемиологии. Акцент делался на работу в очагах по выявлению источников и механизмов заражения больных инфекционными болезнями.
Следует отметить, что именно во второй период были достигнуты знаменательные успехи в России в теоретических обобщениях в области эпидемиологии инфекционных болезней, которые, выдержав проверку многочисленными научными исследованиями и практикой, являются теоретической базой системы борьбы с возникновением и распространением инфекционных болезней. Можно с полным правом говорить о том, что эпидемиология инфекционных болезней – русская наука [6].
Сложившаяся в стране эпидемиологическая ситуация нуждалась в фундаментальной теоретической базе как для научных исследований, так и для практической работы. Одним из основных ее создателей стал Л.В.Громашевский (1887–1980), сформулировавший учение об эпидемическом процессе, в частности о механизме передачи.
Именно он ввел понятие «эпидемии в широком смысле слова», или понятие эпидемическ...