Медицинский Вестник №28 (533) / 2010

Евгений КОСТЮШОВ: основной корень зла — это несовершенство организационной структуры

1 октября 2010

Государственная политика дальнейшего развития и совершенствования здравоохранения России как целостной системы направлена на достижение единой стратегической цели — охраны здоровья нации. Существующие виды медицинской помощи (скорая и неотложная, амбулаторно-поликлиническая, стационарная, а также реабилитация) в общем соответствуют поставленным стратегическим задачам. Однако с целью повышения их эффективности и надежности, качества и доступности все они нуждаются в некоторой корректировке и не столько по сути, сколько в организационном аспекте. Подобный подход особо актуален с учетом существующих главных проблем здравоохранения в малых городах — хронический дефицит финансирования (на фоне слабого, неэффективного финансового менеджмента), острая нехватка медицинских кадров и слабая материально-техническая база медицинских учреждений.

Государственная политика дальнейшего развития и совершенствования здравоохранения России как целостной системы направлена на достижение единой стратегической цели — охраны здоровья нации. Существующие виды медицинской помощи (скорая и неотложная, амбулаторно-поликлиническая, стационарная, а также реабилитация) в общем соответствуют поставленным стратегическим задачам. Однако с целью повышения их эффективности и надежности, качества и доступности все они нуждаются в некоторой корректировке и не столько по сути, сколько в организационном аспекте. Подобный подход особо актуален с учетом существующих главных проблем здравоохранения в малых городах — хронический дефицит финансирования (на фоне слабого, неэффективного финансового менеджмента), острая нехватка медицинских кадров и слабая материально-техническая база медицинских учреждений.

Скорое дело

Представляется, что при формировании инфраструктуры здравоохранения в малых городах, планировании видов и объемов медицинской помощи, а также кадровых, материальных и экономических ресурсных потребностей прежде всего необходимо уяснить, что на уровне муниципалитетов населению оказывается первичная медико-санитарная помощь. Исходя из этого очевидно, что при планировании медицинской помощи в муниципалитетах должен соблюдаться принцип разумной достаточности, в основе которого лежит надобность, необходимость и возможность оказания медицинской помощи, исходя из: структуры заболеваемости населения, кадровых ресурсов ЛПУ, материально-технической базы и конкретных экономических возможностей муниципалитета. Основой планирования любого вида медицинской помощи является Программа госгарантий, и методика ее разработки дает ответы на все вопросы, касающиеся потребности в ресурсах.

По нашему мнению, скорая и неотложная медицинская помощь в муниципалитетах малых городов России должна оказываться на догоспитальном этапе по месту, но быть квалифицированной по своей сути. Основные болевые точки организации оказания скорой и неотложной медицинской помощи в муниципалитетах малых городов — неукомплектованность врачебных выездных бригад СМП; большое «плечо» эвакуации при интенсивном движении автотранспорта на дорогах, что существенно затрудняет транспортировку пациентов; недостаточная эффективность оказания неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе и зачастую невозможность реализации мероприятий «золотого часа».

Анализ результатов работы «скорой» позволил прийти к выводу о необходимости создания единого центра для реализации комплекс­ного подхода в оказании скорой и неотложной медицинской помощи в муниципалитете. Суть предложения в том, чтобы в городе на функ­циональной основе создать базу для оказания скорой и неотложной медицинской помощи на догоспитал...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.