Фарматека №s2-17 / 2017
Формирование единого информационного пространства в сфере обращения лекарственных средств
(1) ФГБОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва
(2) ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России, Москва
В статье приведена история вопроса создания единого информационного пространства в сфере обращения лекарственных средств в Российской Федерации. Описан этап попыток реализации Единой сети фармацевтической информации в отдельно взятых регионах. Приводятся сведения об актуальном состоянии вопроса и реализации Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, Федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки, Информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных
и муниципальных нужд. Описана роль Государственного реестра лекарственных средств для формирования единого информационного пространства в сфере обращения лекарств как средства реализации концепции внедрения CALS/PLM-технологии.
Концепция создания единого информационного пространства (ЕИП) в сфере обращения лекарственных средств (ЛС) в Российской Федерации формулировалась не один раз, но до сих пор не реализована в виде рабочей системы. Попытки создания такой системы предпринимались как на федеральном уровне, так и в отдельных регионах. Большой интерес к данному направлению обусловлен перспективами повышения безопасности пациентов и эффективности цепочки поставок. Основными функциональными возможностями такой системы является индивидуальная прослеживаемость упаковок лекарственных препаратов от выпускающего контроля качества производителя до реализации конечному потребителю, что позволяет эффективно предотвращать попадание фальсифицированной продукции на рынок. Также появляется возможность автоматизации контроля срока годности при хранении фармацевтической продукции, отзыва недоброкачественных товаров, контроля товарных остатков в аптечных учреждениях со стороны поставщиков, построения системы отчетности. В настоящий момент особую актуальность приобретают вопросы организации закупки ЛС и мониторинга исполнения заключенных контрактов. Эти, а также многие другие перспективные цели создания ЕИП в сфере обращения ЛС хорошо известны из международного опыта, а также наработок в данном направлении ряда отечественных организаций, которые велись еще в рамках СССР. Например, в ранних публикациях главного редактора системы справочников РЛС (Регистр лекарственных средств) Г.Л. Вышковского приводятся следующие информационные системы: Единый городской классификатор лекарственных средств, Единая информационно-поисковая система Госинспекции Минздрава России, Всесоюзная система научно-технической информации Советского Союза. Созданием и обеспечением работы каждой из этих систем занималась самостоятельная научно-техническая организация на основе государственного финансирования. Единый заказчик позволял обеспечивать общность формата и подходов к ведению баз данных, что давало возможность осуществлять обмен информацией. После распада Советского Союза организации, ставившие цель оказывать информационно-техническое сопровождение процессов обращения ЛС, перешли на коммерческий режим работы и в ряде случаев стали конкурировать друг с другом. Также появились новые организационные структуры, выполняющие аналогичную работу. Все эти субъекты обмена информацией использовали собственные форматы данных, справочники и протоколы взаимодействия. При этом разработчиками новых систем практически полностью игнорировались необходимость создания в их рамках подсистем словарного обеспечения, отвечающих за их совместимость с другими системами хотя бы на уровне терминологии. При этом фактически отсутствует государственное регулирование процессов создания новых информационных систем и ЕИП [1].
На уровне государственных органов управления построение системы ЕИП в сфере обращения ЛС предпринималось, например, в Москве. Комитетом фармации при Правительстве Москвы под руководством Е.А. Тельновой в 1996 г. был принят ряд постановлений по созданию Единой сети фармацевтической информации Москвы [2]. Большинство положений, принятых тогда, остаются актуальными и сейчас. Среди них, например, обозначена необходимость разработки и утверждения единых классификаторов, включая список лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, разрешенных к реализации в розничной аптечной сети. С современной точки зрения можно с уверенностью утверждать, что разработка таких классификаторов на городском уровне не имеет практического смысла ввиду сложности их актуализации. Серьезной проблемой для их использования станут отличия от внешних классификаторов, используемых производителями, поставщиками и органами системы государственного регулирования. Сопоставление различных систем классификации и каталогизации на локальном уровне аптек и других учреждений системы здравоохранения, которые являются получателями лекарственных препаратов, неминуемо приведет к дублированию данных, ошибкам и дополнительной непрофильной нагрузке. Эту функцию можно выполнять централизованно, однако при этом важно охватить цепь лекарственного обеспечения целиком, что невозможно в случае работы в рамках отдельного города или региона.
В Москве для создания Единой сети фармацевтической информации (ЕСФИ) в 1996 г. был создан Центр фармаце...