Медицинский Вестник №1-2 (650-651) / 2014

ГЧП закон не писан

1 января 2014

Словосочетание государственно-частное партнерство в последнее время не менее популярно, чем инновации, модернизация и Евромайдан. Для российского здравоохранения это действительно неплохая возможность привлечь в помощь государству управленческий и финансовый потенциал частного капитала. Однако единого мнения о том, что же такое ГЧП и какие виды взаимодействия государства и бизнеса подпадают под это определение, нет даже у экспертов, вплотную занимающихся его теорией и практикой. Сходятся они только в одном — необходимо скорейшее принятие отдельного федерального закона о ГЧП в России, который сейчас дорабатывается в преддверии принятия Госдумой во втором чтении. Проблемы взаимодействия бизнеса и государства в области здравоохранения эксперты обсудили на круглом столе «Государственно-частное партнерство в здравоохранении: как привлечь инвестора», организованном редакцией газеты «Медицинский вестник» совместно с Московской торгово-промышленной палатой при содействии НП «Национальный медицинский конгресс».

Словосочетание государственно-частное партнерство в последнее время не менее популярно, чем инновации, модернизация и Евромайдан. Для российского здравоохранения это действительно неплохая возможность привлечь в помощь государству управленческий и финансовый потенциал частного капитала. Однако единого мнения о том, что же такое ГЧП и какие виды взаимодействия государства и бизнеса подпадают под это определение, нет даже у экспертов, вплотную занимающихся его теорией и практикой. Сходятся они только в одном — необходимо скорейшее принятие отдельного федерального закона о ГЧП в России, который сейчас дорабатывается в преддверии принятия Госдумой во втором чтении. Проблемы взаимодействия бизнеса и государства в области здравоохранения эксперты обсудили на круглом столе «Государственно-частное партнерство в здравоохранении: как привлечь инвестора», организованном редакцией газеты «Медицинский вестник» совместно с Московской торгово-промышленной палатой при содействии НП «Национальный медицинский конгресс».

А есть ли мальчик?

Спектр мнений по поводу того, какие виды взаимодействия государства и бизнеса можно относить к ГЧП, а какие нет, предельно широк. Многие эксперты, в том числе и с высоких трибун, в качестве примера такого рода партнерства приводят, например, участие частных клиник в оказании медицинской помощи в рамках ОМС, а некоторые считают, что в России государственночастного партнерства нет потому, что нет определения ГЧП на законодательном уровне.

— Для начала нужно определиться, что мы подразумеваем под ГЧП. Так или иначе, крупный бизнес в стране взаимодействует с государством. Получается, любое взаимодействие с государством — ГЧП? — размышляет заместитель генерального директора компании STADA CIS Иван Глушков. — На мой взгляд, ГЧП — это долгосрочное соглашение между государством и частным инвестором, направленное на создание инфраструктурных объектов, необходимых для решения социально значимых вопросов. Чтобы не путаться в понятиях, нам срочно необходим закон по государственночастному партнерству.

Такого закона в стране пока нет, хотя его проект депутаты уже приняли в первом чтении. Согласно определению, приведенному в нем, «государственно-частное партнерство — долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в целях достижения задач социально-экономического развития публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов». Если эта формулировка сохранится, то под понятие ГЧП попадет фактически любое оформленное взаимодействие государства и бизнеса. А пока практика показывает, что представители органов государственной власти, от которых, по идее, должна исходить инициатива создания такого рода проектов, не очень представляют, что они хотят получить и каким образом.

— Мы не то что не можем договориться с государством, даже не можем понять, чего оно хочет. Надо денег? Скажите сколько, а главное — за что? У нас нет не только закона, но и понятийного аппарата. Мы не понимаем, о чем говорим, — констатирует заместитель генерального директора ИНВИТРО Людмила Тищенко.

В этой ситуации чиновники предпочитают не рисковать. Иван Глушков рассказывает, что нередко на предложение инвестора представители региональной власти разводят руками: мол, все понимаем, но идите к более высокому руководству. Но и там не всегда можно найти поддержку.

— Мы пришли к вице-губернатору одного из регионов с инвестиционным проектом, — рассказывает Иван Глушков. — Не отрываясь от чая и просмотра сериала, он спросил: «Зачем пришли? Чего хотели?» Говорим: «У нас инвестиционный проект», а он: «Отдайте девочкам в приемной, я вам перезвоню». Все, в этом регионе нет инвестиционного проекта.

О необходимости принятия закона говорили все участники круглого стола. При этом, по мнению Ивана Глушкова и Людмилы Тищенко, отдельный закон о ГЧП в здравоохранении не нужен, достаточно четко прописать общие для всех правила, возможно, посвятив одну из статей нюансам взаимодействия государства и частного бизнеса в области здравоохранения.

— Медицина и фармацевтика — специфические сферы, и эту специфику нужно учитывать в законодательстве. В законе о ГЧП должны быть статьи, исчерпывающе регулирующие ГЧП в сфере здравоохранения. Только тогда в кабинетах высокопоставленных чиновников начнут при...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.