Медицинский Вестник №1 (542) / 2011
Геннадий КОТЕЛЬНИКОВ: модернизация должна произойти в головах людей
Реформирование системы здравоохранения подразумевает решение сразу нескольких стратегически важных задач, одна из которых — подготовка высококвалифицированных врачей и провизоров. Именно поэтому вопрос повышения качества подготовки выпускников остается одним из главных в повестке дня заседаний Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России. В течение 2010 г. ректоры профильных вузов говорили о наболевших вопросах, предлагали пути решения существующих проблем, строили перспективы в отношении дальнейшего развития профильного образования в нашей стране. О результатах этих заседаний, а также о вопросах кадровой обеспеченности системы здравоохранения с корреспондентом «МВ» Ириной Петрухиной беседует академик РАМН, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, ректор Самарского государственного медицинского университета (СамГМУ), член редакционного совета «МВ» профессор Геннадий КОТЕЛЬНИКОВ.
— Геннадий Петрович, что удалось сделать за время работы Совета ректоров отраслевых вузов?
— Главным достижением стало то, что у ректоров профильных вузов появилась возможность обсуждать важнейшие вопросы подготовки медиков в присутствии авторитетных руководителей. С середины 2008 года в общей сложности мы провели около 20 заседаний совета, в работе которых приняли участие руководители Минздравсоцразвития РФ во главе с министром Т.А. Голиковой. В работе совета принимали участие депутаты Госдумы РФ, представители общественных организаций, в т.ч. Общественной палаты РФ, Национальной медицинской палаты. Подобное взаимодействие позволяет нам сообща обсуждать актуальные проблемы и находить пути их рационального решения.
— Какие недостатки в системе вузовской и послевузовской подготовки специалистов существуют сегодня?
— Если говорить в целом по стране, то на додипломном уровне у наших студентов существует недостаток практических навыков, а на последипломном этапе мы пока не можем обеспечить непрерывность образования. В ряде регионов эти вопросы отчасти решаются, однако здесь многое зависит от тесного симбиоза вузовской науки и практического здравоохранения. К примеру, в Самарской области такое взаимодействие четко отлажено. Недавно ученые СамГМУ вместе с областным Минздравсоцразвития разработали комплекс мер по непрерывной подготовке специалистов. Но это лишь наработки, поскольку вопрос непрерывности образования требует законодательных изменений на федеральном уровне: аттестация кадров — дело государственное.
Что касается освоения студентами практических навыков, то здесь все не просто. Очевидно: чем глубже студент окунется в профессиональную среду, тем выше будет его потенциал по окончании учебы. А сегодня лишь пять вузов страны, в т.ч. СамГМУ, имеют собственные клиники, миссия которых триедина — учить, лечить и заниматься наукой.
— В регионах работают академии, институты и факультеты последипломного образования. Найдется ли для них место в ново...