Акушерство и Гинекология №9 / 2019
Глобальная визуальная трансформация информационных систем здравоохранения на примере британского госпиталя женского здоровья
Университетская больница Саутгемптона, Великобритания
Цель. Статья посвящена развитию абсолютно новой формы современного структурированного иконографического интерфейса для электронной истории болезни (ЭИБ)/(EPR) пациентов. Он представ- ляет собой быстрый и высокоэффективный инструмент, позволяющий просматривать сложные медицинские документы из множества источников данных с помощью приложений, используемых в здравоохранении.
Материалы и методы. Взяв за основу простую концепцию проектирования, мы провели работу от применения первых принципов гибкой и итеративной разработки программного обеспечения до переработки больших объемов электронных клинических данных в визуально легко воспринимаемый и эффективный формат (ЭИБ/EPR) с широким спектром практических клинических приложений. Система была создана небольшой группой добровольцев при незначительных финансовых затратах в рамках существующей системы ввода клинических данных (CDE) и ИТ-систем Университетской больницы Национальной службы здравоохранения (NHS) Великобритании.
Результаты. За 10 лет мы разработали систему от первоначальной концепции до реального интер- фейса (ЭИБ/EPR) в рамках нашей системы ввода клинических данных (CDE) для примерно 5000 авто- ризованных пользователей, чтобы в режиме реального времени отображать около 2,5 миллионов индивидуальных электронных историй болезни пациентов. Мы также построили производный обра- зец системы управления данными для исследования хронических заболеваний в детском и взрослом возрасте в течение всей жизни на основе динамического набора данных 18 000 пациенток с раком молочной железы, которые проходят лечение на местном уровне в нашей Службе женского здоровья.
Заключение. Разработка гибкого программного обеспечения ставит реального пользователя инфор- мации в центр цифрового проектирования. В сочетании с ключевыми принципами визуализации электронных данных это дает возможность создавать преобразующие клинические системы. Заблаговременный обмен мнениями и решениями поможет ускорить полезные изменения в нашем понимании в отношении здоровья отдельного человека и всего населения.
Переход от бумажного документооборота к цифровым информационным системам в здравоохранении является столь же значительным шагом в развитии коммуникационной сферы для человечества, как и переход от наскальной живописи к папирусу или изобретение Гутенбергом печатного станка.
Последующие преобразования в технологии, от бумажных носителей информации до цифровых систем, позволяют практически мгновенно передавать и обрабатывать медицинскую информацию из множества различных хранилищ данных и географически удаленных источников до пункта, где они необходимы для использования. Это также позволяет проводить распознавание, представление и воспроизведение информации способами, которые невозможны для бумажных носителей информации.
Передовые технологии быстро развиваются, что ставит администраторов здравоохранения и специалистов по закупкам перед сложным выбором, куда следует инвестировать ресурсы при приобретении и развитии систем ИТ.
Более того, проектирование программных систем для медицинских работников отстает от разработки персональных устройств, вследствие чего:
- пользователи (медицинские работники) вынуждены тратить много времени на навигацию и поиск документов в отдельных программных системах, чтобы собрать все клинические данные для истории заболевания;
- увеличивается клинический риск, так как основные документы и информация могут быть не приняты во внимание из-за ограниченности времени сеанса служб;
- значительно возрастают усталость и неудовлетворенность пользователя;
- огромные инвестиции в ИТ не используются оптимальным образом на благо сотрудников служб здравоохранения.
Принципы «цифровых по умолчанию» технологий
С 2010 г. Британская правительственная цифровая служба (GDS) пропагандирует важность ориентации процесса извлечения данных и проектирования во всех службах государственного сектора на пользователя: публикации в блогах, руководства по эксплуатации и практические инициативы во всех основных государственных департаментах национального и местного правительств [1, 2].
Основная цель – создание полностью «цифровой по умолчанию» инфраструктуры ИТ в государственном секторе, которая в любом случае будет предпочтительнее старых методов работы.
Такой подход в настоящее время способствует изменению отношения к проектированию систем ИТ в Национальной службе здравоохранения Великобритании. Слишком долго создание баз данных проводилось без достаточного анализа потребностей пользовательской аудитории, без учета интересов и удобства конечных потребителей.
В Британской правительственной цифровой службе подчеркивают важность клиентоориентированности нового программного обеспечения, состоящей:
- из изучения реальных потребностей и методов работы целевой группы;
- моделирования программного обеспечения в альфа-фазе;
- бета-тестирования в выбранной группе пользователей, а затем в больших группах пользователей;
- активации;
- и, наконец:
- замены после истечения срока соответствия современным запросам.
В отличие от сферы производства печатной продукции, процесс разработки оптимального программного обеспечения никогда не завершается – потребности пользователей, технические решения и технологии находятся в постоянном движении.
Гибкие и итеративные принципы программного обеспечения создают большие возможности при его разработке, благодаря чему идеи поэтапно превращаются в рабочие системы, которые непрерывно и тщательно тестируются в соответствии с потребностями пользователей и от которых можно легко отказаться, если они не работают должным образом. Это способствует быстрому изменению направления развития при минимальных затратах, если система работает не так, как запланировано. «Демонстрируя предмет» пользователю через регулярные промежутки времени, мы признаем, что человеческий мозг является очень мощным испытательным стендом в разработке ИТ-систем с широкими возможностями визуальных эффектов.
Материалы и методы
Цифровая архитектура в Университетской больнице Саутгемптона (UHS)
Как и во многих современных учреждениях здравоохранения, Университетская больница Саутгемптона оснащена широким спектром программных и аппаратных средств ИТ, соответствующих требованиям по обработке историй болезней примерно 2,5 млн пациентов и предназначенных для работы около 10 000 сотрудников: медицинских работников, секретариата, административного персонала, менеджеров. Системы находятся в состоянии непрерывного развития, и их сложность показана на рис. 1.
Историю развития информационной системы Университетской больницы Саутгемптона можно ретроспективно проследить вплоть до начала 1990-х гг., когда впервые были введены электронные системы отчетности о патологии. А уже к середине 1990-х гг. был принят ряд дальновидных и важных решений, которые лежат в основе более поздних разработок, а именно: