Акушерство и Гинекология №5 / 2013

Государственная политика в области охраны здоровья матери и ребенка – долгосрочные перспективы развития

1 мая 2013

ФГБУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Минздрава России, Москва

Цель исследования. Представить наиболее важные направления государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка в России.
Материал и методы. Нормативно-правовые документы Российской Федерации 2007–2012 гг.
Результаты исследования. Составлен перечень основных законодательных актов, определяющих долгосрочную государственную политику в области охраны здоровья матери и ребенка. Выделены основные стратегические направления государственной программы «Развитие здравоохранения» и подпрограммы «Охрана здоровья матери и ребенка». Представлено описание системы мер по снижению репродуктивных потерь в экономически развитых странах.
Заключение. Современная государственная политика России в области охраны здоровья матери и ребенка в своей долгосрочной перспективе направлена на повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям; развитие специализированной медицинской помощи матерям и детям; совершенствование и развитие пренатальной и неонатальной диагностики, неонатальной и фетальной хирургии; снижение уровня первичной инвалидности детей, а также профилактику и снижение количества абортов.

Государственная политика – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер [1]. Государственная политика в сфере здравоохранения является одним из приоритетных векторов развития страны. Только за последние несколько лет Президентом и Правительством Российской Федерации (РФ) были обозначены основные направления развития российского здравоохранения, представленные в следующих документах:

Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»;

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;

Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения».

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития, основные приоритеты в период 2013–2020 гг. включают: формирование здорового образа жизни; внедрение инновационных технологий в здравоохранении; решение проблем кадрового обеспечения.

В результате осуществления всех мероприятий планируется выйти на уровень развитых стран по основным индикаторам, характеризующим здоровье населения, ряд из которых представлены в табл. 1.

Таблица 1. Этапы достижения целевых показателей здоровья населения РФ до 2020 г.

Особое внимание следует обратить на утвержденную в конце 2012 г. государственную программу «Развитие здравоохранения» (далее – Программа), которая обобщила все стратегические цели развития здравоохранения, мероприятия, направленные на достижение, а также их финансовое обеспечение на период до 2020 г.

Стратегической целью данной государственной Программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Программа охватывает действия, обеспечивающие как «догоняющее» развитие отрасли, так и эволюцию отечественной системы охраны здоровья в соответствии с мировыми тенденциями. В результате должна произойти смена парадигмы от «системы диагностики и лечения» к «охране здоровья» на популяционном и групповом уровне. Наряду с этим активно будет развиваться и внедряться персонализированная медицина, основанная на интегрированном, координированном и индивидуальном для каждого пациента подходе к анализу возникновения и течения заболеваний, разработку персонализированных средств лечения на основе геномики, тестирование на предрасположенность к болезням, профилактику, объединение диагностики с лечением и мониторинг лечения.

Ожидается прогрессивное развитие медицинской науки, увеличение числа биомедицинских научных исследований, создание новых информационных и интеллектуальных компьютерных систем, развитие критических технологий: биомедицинских, геномных, прогеномных и постгеномных, клеточных, биоинформационных, биоинженерных, мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения, снижения потерь от социально значимых заболеваний.

Реализацию Программы планируется осуществить в два этапа: 2013–2015 гг. – этап структурных преобразований, 2016-2020 гг. – этап развития инновационного потенциала здравоохранения. Предстоит решить следующие задачи:

обеспечение приоритета профилактики и развитие первичной медико-санитарной помощи;

Сухих Г.Т., Шувалова М.П., Фролова О.Г., Ратушняк С.С., Гребенник Т.К., Рябинкина И.Н., Долгушина Н.В.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.