Медицинский Вестник №11 (396) / 2007
Хотите быть здоровыми? Будьте бдительны! Квалифицированному доктору должен соответствовать “квалифицированный” пациент
Например, такой, как 24-летняя Джиллиан Трамбл из Чикаго, которая по ее словам, “прошла огонь и воду” американской медицины. Дело в том, что девушка страдает редким врожденным заболеванием сердечно-сосудистой системы, из-за которого она по меньшей мере раз в месяц попадает в больницу. За это время ей удалось избежать нескольких потенциально опасных медицинских ошибок. Однажды ранним утром полусонная медсестра (как выяснилось позднее, она просто перепутала г-жу Трамбл с соседкой по палате) вместо очередного обследования вдруг сообщила, что везет пациентку на диализ. Интересно, что при этом она полностью игнорировала все энергичные попытки больной объяснить, что у нее нет проблем с почками. “Мы были уже на середине коридора, когда кто-то услышал мои возмущенные вопли, — смеется Джиллиан, — и прибежавшая на шум старшая медсестра констатировала, что “пациентка не просто сильно нервничает, а возможно знает, о чем говорит”.
Эксперты подтверждают, что подобные случаи отнюдь не редкость. По данным исследователей из гарвардской школы общественного здоровья, около 34% больных или членов их семей испытали на себе последствия медицинской халатности.
Как считают специалисты из Института медицины (который является советником Конгресса по здравоохранению), госпитализированный пациент рискует столкнуться минимум с одной врачебной ошибкой в день. И хотя некоторые из них сравнительно безопасны и их последствия легко устранимы, другие могут быть в буквальном смысле смертельными. Как показывает статистика, ежегодно от 44 до 98 тыс. людей умирают по недосмотру врачей.
Конечно, администрация лечебных заведений принимает все возможные меры, чтобы решить эту проблему. Однако необходимо, чтобы, находясь во власти “людей в белых халатах”, больные сами принимали активное участие в лечебном процессе (и, как следствие, в обеспечении собственной безопасности).
Добиться этого сложно: медики далеко не всегда поощряют вмешательство в свою работу со стороны пациента. Как показывают исследования, врачи перебивают больных, которые пытаются высказать свое мнение, уже на
23-й секунде беседы. А те в свою очередь зачастую и сами не проявляют инициативы, считая, что они должны слепо выполнять предписания врача.
Чтобы вдохновить людей следовать примеру Джиллиан Трамбл, Объединенная комиссия по аккредитации организаций здравоохранения внедрила программу под названием “Не молчи”. Специалисты призывают пациентов не бояться спраши...