Медицинский Вестник №3 (388) / 2007

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ: Альтернатива бюрократии

1 января 2007

Навязанная “сверху” и уже набившая оскомину реформа управления ЛПУ не только не принесла никаких ожидаемых результатов, но, по мнению многих, стала возвратом к авторитарной советской системе в худших ее проявлениях. При этом в мире имеется опыт демократической структуры управления больницами, которым в периодической печати несколько лет назад делились врачи, работавшие в советские времена в развивающихся странах Африки, посещавшие развитые страны Европы по обмену опытом. Основная роль там принадлежала совету заведующих отделениями — ведущему органу управления ЛПУ. Для меня как человека, с марта 1983 г. по январь 1992 г. работавшего заместителем главного врача по медчасти (для работы ГО) городской клинической больницы № 11 г. Рязани, необходимость таких преобразований в российских больницах очевидна. Отечественная система здравоохранения могла бы взять на вооружение накопленный опыт, но… прошло 10 лет, а реорганизация управления ЛПУ “снизу” так и не началась, и все предложения заведующих отделениями, неравнодушных к состоянию российской медицины, резюмированные в данной статье, остаются актуальными по сей день.

Каждому, кто работал и работает в российских государственных учреждениях здравоохранения, очевидно, что структура управления ЛПУ не претерпела за последние десятилетия каких-либо значительных изменений. Напротив, без всякой приватизации ЛПУ роль главного врача по уставу больницы выросла с назначенного чиновника до ее фактического хозяина. Остальные врачи остаются практически бесправными, что часто вынуждает высококвалифицированных специалистов в поисках лучшей доли покидать привычное место работы, команду единомышленников и своих больных. Отделение, являющееся основным звеном медучреждения, в вопросе управления отодвигается на задний план. Уставом больницы не закреплена управленческая роль заведующих отделениями. Являясь признанными специалистами в своей области медицины, они не могут влиять на развитие ЛПУ, хотя, казалось бы, в реформировании здравоохранения им должна отводиться не последняя роль, а скорее наоборот — ведущая.
Существующая система нуждается в коренном реформировании, но не сверху, а на основе демократических принципов, например, путем создания совета заведующих отделениями. Дееспособность такого органа обоснована накопленным в развитых и развивающихся странах опытом. Принципы действия совета заведующих отделениями достаточно просты — это своего рода высший орган управления ЛПУ, который занимается всеми медицинскими вопросами. Он избирает из своего состава сроком на два года председателя — наиболее опытного врача (по нашим меркам — заместителя главного врача п...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.