Медицинский Вестник №3 / 2019
IT: переориентация на пациента
В июле в аналитическом материале «Тренды и прогнозы развития медицинских информационных систем в России», размещенном на сайте компании К-МИС, эксперт Александр Гусев среди черт новых медицинских информационных систем, которые должны появиться в обозримом будущем, назвал «внедрение в практику концепции Patient Relationship Management (PRM)». На это современное направление пока мало обращают внимание российские разработчики. Александр Гусев рассказал «Медицинскому вестнику», каким он видит развитие PRM в электронном российском здравоохранении.
– Вы одним из первых затронули эту тему, и пока вскользь. Почему она не звучала раньше?
– Так получилось, что сервисами и решениями для пациентов мы не занимались. Сейчас присматриваемся к PRM и смежным направлениям. Думаю, будем разрабатывать и продвигать сервисы для пациентов, но, скорее всего, через отбор партнерских решений – не как разработчики, а как поставщики, использующие такие сервисы в наших проектах.
Сегодня решений для пациентов уже достаточно много. Мы считаем, что нет смысла разрабатывать только свои продукты – порой разумнее отбирать сервисы с рынка и заключать партнерские соглашения.
– То есть идти по пути интеграции?
– Да.
– А что готовы сейчас предложить ваши партнеры?
– Есть несколько добротных разработок. Это мобильные решения для пациентов, в которых создается личный кабинет, ведется персональная медицинская карта, есть возможность записи к врачу и т.д. Есть телемедицинские сервисы, направленные на пациентов как конечных потребителей. Знаю несколько чат-ботов, в том числе с применением искусственного интеллекта, сервисы и устройства удаленного мониторинга.
Наступает пора объединить все это в единую платформу или сервис управления взаимоотношениями с пациентом. Такая платформа со временем могла бы включать как конечные приложения для пользователей, так и решения для управления информацией о них. Непосредственно пациент с PRM-системой никак не взаимодействует. Но она собирает данные о нем (к каким докторам записывался, в какие социальные сети заходил и т.д.) и контролирует положение дел, высылает «напоминалки» и т.д. На этот счет есть масса идей и конкретных разработок.
– Какие решения в PRM уже работают и работают ли они комплексно?
– Мы обсуждаем это с технологическими партнерами или потенциальными заказчиками проектов (спрос и попытка предложения еще формируются), но не нашли готовой платформы PRM. Есть кусочки, есть ядро системы российского и иностранного производства, отдельные фрагменты, например мобильные приложения. Но мне еще не удалось найти комплексного решения или вендора, который бы это предлагал „под ключ“ и в виде единого готового сервиса.
– Сегодня это одна из самых больших проблем.
– Именно так. Есть понимание, что должна быть создана единая платформа, которая за счет синергии разных решений давала бы ощутимый эффект для пациента и обеспечивала существенное удобство, помогала заботиться о своем здоровье. Но это всеобъемлющая идея, видимо, ее невозможно покрыть одним продуктом. Понимание необходимости объединить разрозненные куски в единое целое только-только приходит.
– Электронная карта пациента, связанная с государственными сервисами, тоже PRM?
– Это ее часть. Она есть и в наших проектах. Мы внедряем электронную регистратуру – и эт...