Медицинский Вестник №4 (389) / 2007

Игорь Есауленко: ЗАЛОГ РАЗВИТИЯ — ЗДОРОВЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ

1 февраля 2007

Воронежской государственной медицинской академией им. Н.Н. Бурденко — одним из старейших высших медицинских учебных заведений России — руководит один из самых молодых ректоров страны профессор Игорь Эдуардович ЕСАУЛЕНКО. Вглядевшись в толщу веков, специалисты сочли, что историю вуза следует отсчитывать с 1801 года. Именно тогда в Российской империи указом царя Александра I был торжественно открыт Императорский Дерптский (позже Юрьевский) университет. Из его легендарного медицинского факультета, давшего миру Н.И. Пирогова, Н.И. Лунина, Н.Н. Бурденко, выросла впоследствии воронежская медакадемия. О взглядах ректора на систему подготовки врачебных кадров идет речь в интервью.

— Полагаю, что пришло время отказаться от термина “реформирование медицинского образования”. Медицина и образование — сферы перманентной модернизации. Но тотальное и длительное увлечение этим процессом разрушительно и опасно.
Понятие “реформирование” революционно по сути. Мы уже пережили немало этапов болезненной ломки в эпоху перемен. Нужно постепенно наращивать усилия и отказываться от резких поворотов на нашем пути. Залог поступательного развития российского медицинского образования — здоровый консерватизм. В России существует прекрасная система высшего профессионального обучения, она основывается на традициях, опыте, богатом кадровом потенциале. Кардинально перестраивать эту исторически сложившуюся систему, полностью подстраивая ее, например, под западные стандарты, было бы, на мой взгляд, не совсем верно. Мы должны быть как китайцы, впитывающие все лучшее, что есть у соседей, но неизменно сохраняющие свою национальную специфику.
— Тем не менее к 2010 году российские дипломы врача, согласно Болонской декларации, должны соответствовать западным образцам. Каково ваше отношение к предлагаемой международной системе и введению двухступенчатого обучения?
— Болонская декларация интересна для нас прежде всего с точки зрения взаимодействия с зарубежными партнерами, перехода на некоторые общие принципы оценки знаний, такие как рейтинговая система, введение зачетных кредитных единиц. Это, естественно, унифицирует и гармонизирует подготовку специалистов. Воронежская медакадемия имеет широкие международные контакты, договоры с рядом медицинских учреждений Германии, Америки, Китая, Польши. Мы с удовольствием перенимаем тот положительный опыт, который они используют. Бесспорно, некоторые моменты Болонской декларации можно взять себе на вооружение. Но копировать полностью западную систему образования не стоит. Ревнители стремительных перемен в службе здоровья предлагают убрать некоторые дисциплины. Ломаются копья вокруг педиатрии. Опять же ссылаются на Запад, что там, дескать, нет педиатрических факультетов. Вспомним печальный опыт Украины. Несколько лет тому назад там закрывали педиатрические факультеты. Школы распались, преподаватели разбежались, учебные планы порушились. А сейчас украинцы хотели бы воссоздать эти факультеты, да как это сделать?
Другой пример. У нас есть школа, которая формировала и формирует высочайших специалистов, в частности врачей-хирургов, функционирует кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии. На Западе такой кафедры нет. Что ж, мы теперь должны отказаться от этой дисциплины и преподавать все в рамках одной кафедры хирургии? Это же абсурд.
Есть моменты и вовсе не свойственные и не приемлемые д...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.