Медицинский Вестник №33 (460) / 2008

Иллюзия выбора. Что мешает реализации основных прав пациента

1 октября 2008

С августа 2008 г. Территориальный фонд ОМС Свердловской области ввел в действие Положение “Об обеспечении и защите прав граждан в системе ОМС на территории области”. Основные задачи этого нормативного документа — координация и регулирование взаимоотношений субъектов и участников ОМС. Об особенностях региональной модели и реалиях соблюдения прав граждан в системе ОМС корреспонденту “МВ” Марине Старковой рассказала заместитель исполнительного директора ТФОМС Галина Юрьевна ТЮЛЕНЕВА.

С августа 2008 г. Территориальный фонд ОМС Свердловской области ввел в действие Положение “Об обеспечении и защите прав граждан в системе ОМС на территории области”. Основные задачи этого нормативного документа — координация и регулирование взаимоотношений субъектов и участников ОМС. Об особенностях региональной модели и реалиях соблюдения прав граждан в системе ОМС корреспонденту “МВ” Марине Старковой рассказала заместитель исполнительного директора ТФОМС Галина Юрьевна ТЮЛЕНЕВА.

Альтернативы нет

Принятый документ — это довольно внушительный труд. Он позволяет сформировать современный подход к вопросам защиты прав граждан. В общей сложности он разрабатывался специалистами территориального фонда более двух лет и прошел широкий круг согласований, в том числе в Союзе страховщиков Уральского региона, Ассоциации врачей — организаторов здравоохранения, областном министерстве здравоохранения, Уральской юридической академии, Федерации профсоюзов. В итоге получился организационно-методический документ, на основании которого могут строиться отношения всех структур, участвующих в обеспечении и защите прав граждан. В положении конкретизированы обязанности и права участников этой работы. Одни субъекты системы (больницы) обеспечивают права, другие (страховые медицинские организации) их контролируют и защищают, а территориальный фонд ОМС оказывает консультативно-методическую помощь страховым компаниям, больницам и непосредственно гражданам в вопросах обеспечения и защиты их прав.

Что же мы имеем на самом деле? Уровень информированности людей о своих правах в настоящее время абсолютно недостаточен. Это подтверждается результатами анкетирования населения. Чаще всего люди интуитивно чувствуют, что их права нарушены, либо они что-то слышали о защите прав. Но даже если они понимают, что права нарушены, куда обратиться для решения возникших проблем, они не знают. А по закону, имея полис ОМС, застрахованные граждане должны обращаться в ту страховую медицинскую компанию, чей полис они имеют.

“Вялость” застрахованных в вопросах защиты своих прав отчасти объясняется тем, что практически не работает принцип выбора гражданином страховой компании.

Прямая обязанность — защищать права граждан, а не просто открывать пункты по выдаче (замене) полисов и выполнять функции транслятора денег в медицинские учреждения.

Как показывает жизнь, все работающие граждане страхуются в соответствии с выбором работодателя (как принимается такое решение — это уже дело коллектива) в одной компании. Заключать несколько договоров с разными страховыми компаниями не запрещено, но фактически это почему-то не делается. Может быть, это обусловлено тем, что преимущества одной страховой компании перед другой в рамках ОМС ничтожны. Есть набор государственных гарантий, единый для всех граждан. На практике выбирать страховую компанию могут только неработающие граждане. Но как происходит этот выбор? Чтобы человек понимал, что он выбрал лучшую страховую компа...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.