Акушерство и Гинекология №7-2 / 2011

Искусство общения с больной

1 октября 2011

ФГУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Минздравсоцразвития России, Москва

В статье показана важная роль психотерапевтического воздействия врача на пациента в процессе лечения.

Важнейший раздел практической медицины – это искусство общения с больным человеком.
Этому учили многие светила мировой медицины: М.Я. Мудров, Фрейд, Дюбуа. Прекрасную книгу
выпустил наш современник М.А. Магазанник.

Знакомясь с больной, необходимо уловить ее реакцию на болезнь. Эта реакция бывает многообразной: тревога, страх, депрессия, гнев, безропотная покорность, уход в болезнь и ее отрицание. Нередко реакция оказывается тяжелее и даже опаснее, чем сама болезнь. Вот почему
хороший врач всегда воздействует (сознательно или бессознательно) не только на болезнь, но и
на душевный мир пациентки. Но не только врач присматривается к своим больным. Еще более
пристально изучают врача больные, ведь перед ними человек, который может решить их судьбу.

Сочувствие, внимание, терпимость, сострадание, искренность, деликатность, постоянная готовность прийти на помощь и многие другие прекрасные душевные качества всегда были и навсегда останутся основой врачевания. Они никогда не устареют и не выйдут из моды, как бы ни был стремителен прогресс в медицине.

Болезнь может вызвать разные тягостные ощущения (боль, тошноту, изжогу, зуд, головокружение,
слабость, жар и т.д.), но в любом из этих ощущений непременно участвует наше сознание: выключите
сознание посредством наркоза, и страдание прекратится. Это первичное, элементарное ощущение
болезни (боль, озноб и т.п.) благодаря сознанию немедленно окрашивается эмоциями: страх, уныние, тревога, гнев – вот некоторые из них. Сверх того, эмоциональная реакция дополняется мыслительным процессом. Больная пытается понять, что с ней случилось, не опасна ли эта болезнь, как избавиться от нее, сможет ли она работать. Иногда больная успокаивает сама себя, говоря, что ничего страшного не случилось. Часто она права, но иногда недооценивает серьезность болезни и поэтому не обращается к врачу. Бывает и наоборот – тревожное воображение рисует пугающие картины:
не рак ли это? Тогда жалобы пациентки кажутся нам преувеличенными. И в том, и в другом случае
больная оценивает свою болезнь совсем не так, как врач и нередко создает себе совершенно фантастическое представление о своей болезни. Как бы то ни было, любая болезнь непременно содержит в себе важный психологический компонент, независимо от того, имеется анатомическое повреждение или нет. Крупнейший советский терапевт– академик Е.М. Тареев призывал молодых ординаторов обязательно интересоваться «внутренней картиной болезни», т.е. тем, что сам больной думает о своем заболевании.

Почему иногда пациентка уже после первого визита выходит из врачебного кабинета довольная и улыбающаяся. Дело в том, что к доктору приходит не камень в желчном пузыре, не деформированный клапан сердца, не высокий уровень сахара в крови, а человек. И страдает не камень, не клапан сердца, не тромб в сосуде, а человек. Страдает же он не только от боли или одышки. Его одолевают страх, тревога, уныние, чувство бессилия перед непонятной напастью. Он не знает, что ему надо сделать, чтобы выздороветь, он не уверен, поможет ли ему врач.

Если только больная в сознании, то любая болезнь обязательно имеет психологический компонент. И это не привесок к «настоящей» болезни, это реальная, неразрывная и очень важная часть любой человеческой болезни. Вот на эту, психологическую часть можно повлиять сразу, уже при первой встрече. И ведь эта начальная психотерапия так проста! Достаточно показать больной, что доктор приветлив, спокоен, внимателен, смотрит прямо в глаза, обследование проводит добросовестно. Больная чувствует, что она попала в хорошие руки, и ей действительно становится легче. Всегда можно найти хотя бы несколько ободряющих слов. Нередко страхи больной, ее представления о своей болезни настолько нелепы, что очень легко рассеять опасения.

Общие фразы, вроде: «Не волнуйтесь, все будет хорошо» мало эффективны. Чтобы по-настоящему приободрить и обнадежить больную, надо показать ей, что врач не просто верит в успех своего лечения, но что для этого у него, у врача, есть серьезные и разумные основания. Поделиться с больной этими аргументами – значит сделать своим союзником разум больной. Такая психологическая поддержка останется с пациенткой и после того, как она выйдет из кабинета врача. Для этого доктору надо сначала самому научиться видеть проблему каждой своей пациентки в благоприятном свете. Чтобы это стало хорошей привычкой, он должен постоянно поддерживать в себе оптимистическое настроение.

Можно возразить, что все эти психологические тонкости теперь ни к чему: уберите материальную основу болезни и тогда эмоциональные наслоения исчезнут сами собой. Действительно, если перед нами абсцесс, пневмония, аппендицит, внематочная беременность и т.п., то здесь на первом месте стоит, разумеется, сугубо соматическая помощь. Но ведь ликвидировать причину болезни мы можем только иногда. Разве мы в состоянии полностью вылечить диабет, гипертоническую болезнь, ревматоидный артрит? А ведь есть еще болезни без материального субстрата, всевозможные неврозы и функциональные расстройства....

Шехтман М.М.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.