Медицинский Вестник №20 (741) / 2016
Живой регистр. Созданная в Санкт-Петербурге система позволяет эффективно контролировать качество кардиохирургической помощи
За последние 4 года в городе на Неве почти в 7 раз выросли объемы хирургических вмешательств при остром коронарном синдроме: с полутора тысяч в 2012-м году до девяти с лишним тысяч в 2016-м. Но при этом специалисты не получили столь же разительных показателей в снижении смертности, и тогда стало очевидно: мало просто пытаться увеличивать объемы операций по стентированию сосудов или шунтированию и не жалеть на эти цели бюджетных денег — важно понимать, насколько эффективно эти средства расходуются и достигаются ли при этом индикаторы качества медицинской помощи.
Анализ статистики по хирургическим вмешательствам при остром коронарном синдроме в Санкт-Петербурге показал, что мало увеличивать объемы операций по стентированию сосудов или шунтированию, расходуя на это немалые средства, важно также понимать, насколько эффективно эти средства расходуются и достигаются ли при этом индикаторы качества медицинской помощи. Для этих целей по инициативе Территориального фонда ОМС в сотрудничестве с «Росгосстрах-Медицина» был создан клинический кардиорегистр с максимальной детализацией всей информации по пациентам, поступающим в сосудистые центры с диагнозом «ОКС».
— В кардиорегистре вся информация по каждому пациенту хранится на сервере, и мы можем оценивать результат его лечения с учетом риска, сравнивать риски вмешательства, сравнивать хирургов, госпитали и целые регионы, — комментирует возможности нового инструмента главный кардиохирург Санкт-Петербурга Геннадий Хубулава.
Именно для этого в Петербурге — по инициативе Территориального фонда ОМС — был создан полноценный клинический кардиорегистр с максимальной детализацией всей информации по пациентам, поступающим в сосудистые центры с диагнозом «ОКС». Серьезным, ответственным помощником в этом стала страховая медицинская организация «Росгосстрах-Медицина», выступившая в качестве одного из партнеров по разработке новой системы и софинансировавшая ее создание. Участие страховой медицинской организации в подготовке и реализации такого социально значимого для Санкт-Петербурга проекта, как создание клинического кардиорегистра, предопределяет колоссальный социальный эффект: снижение летальности, увеличение продолжительности и качества жизни. И сегодня в терфонде могут с точностью ответить на вопрос: скольким петербуржцам за какой период и какая помощь была оказана не просто в конкретном сосудистом центре из шестнадцати работающих в этой программе, а каким именно врачом.
— И на этом мы не остановимся! — уверена заместитель директора ТФОМС Санкт-Петербурга Александра Репина, встретившаяся с корреспондентом «МВ».
— Создание кардиорегистра началось почти год назад — с пилотного проекта в четырех сосудистых центрах. Неужели до этого при принятии федеральной программы по созданию таких центров данные о пациентах не собирались?
— Почему же? Собирались. Когда Минздрав страны принимал решение о создании сосудистых центров, то сразу же предусматривалась определенная система мониторинга: в режиме on-line данные о пациентах всегда заносились. По ним можно было судить о том, сколько пациентов с сердечно-сосудистой патологией в 6 центрах получили медицинскую помощь и некоторые ее параметры, а конкретную ситуацию по ОКС мониторировали уже главные кардиологи регионов.
Но, согласитесь, просто общие цифры не дают никакой возможности для оценки качества оказанной помощи, а нам необходимо было эту оценку получить: объемы вмешательств и по ОКС, который оплачивается из средств ОМС, и по ВМП, оплачиваемой из бюджета, постоянно росли, и, по оценкам специалистов, сейчас финансирования на эти цели вполне достаточно, но всех волновало качество этой помощи. Например, всем хорошо известно, что успех лечения ОКС во многом определяется не только медиками, но и, например, временным промежутком между началом приступа и обращением человека за помощью, между его звонком в «скорую» и скоростью, с какой служба доставила его в профильный центр, и временем, и качеством процедур, выполненных в этом центре. И таких важных составляющих успешного конечного результата в оказании помощи — помимо наших тарифов — довольно много (та же маршрутизация пациентов, обучение врачей и многое другое), но получить эту информацию из существующего мониторинга было невозможно. При этом полноценный контроль качества медпомощи выявляет, как правило, системные ошибки, а значит, потом необходимо будет принимать системные предложения по изменению ситуации.
Мы предпринимали разные варианты сбора информации. Например, провели социологический опрос пациентов, выясняя их отношение к ситуации со стентированием: выбрали людей по оплаченным счетам и получили высокий процент хороших оценок. Но при этом спрашивали больных, в течение какого времени они получили эту помощь, соблюдался ли тот самый «золотой час»? И получили результат, с которым надо было что-то делать: почти пятая часть пациентов — чаще женщины после 55 лет — терпят боль, не обращаясь к врачу, что называется, до последнего. Фонд сразу отреагировал: мы выпустили листовки для населения «Жизнь близкого можно спасти» и широко ее распространяли прежде всего в организациях, где работают женщины.
В 2013-м мы создали специальную экспертную группу из восьми высококвалифицированных специалистов по тематической экспертизе качества медпомощи, участники которой работали по единой методике, с автоматизированной технологией оценки и согласованными экспертными подходами. Было рассмотрено 796 случаев, отобранных в течение года. Конечно, мы выходили на интересные результаты, их можно было анализировать, но это уже были «вчерашние» результаты, а...