Акушерство и Гинекология №4 / 2013

Кадры акушерского профиля, состояние и перспективы

1 мая 2013

ФГБУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Минздрава России, Москва

Цель исследования. Представить тенденции и региональные особенности обеспеченности женского населения персоналом акушерского профиля в России.
Материалы и методы. Данные официальной статистики Минздрава России за 2005–2011 гг.
Результаты исследования. Обеспеченность женского населения врачами акушерами-гинекологами в целом по стране сохранилась на прежнем уровне, при этом обеспеченность акушерками снизилась. Кадровый дефицит наблюдается на территории центральной европейской части России. В ряде регионов низкая обеспеченность врачами акушерами-гинекологами усугубляется большим удельным весом специалистов, не имеющих квалификационных категорий. Представлены основные подходы к расчету потребности субъектов во врачах акушерах-гинекологах.
Заключение. Планирование кадров должно базироваться на определении потребностей и распределении медицинских кадров по территории. Работа по повышению качества акушерско-гинекологической помощи требует серьезного внимания руководителей и организаторов здравоохранения к обеспеченности кадрами и уровню их квалификации. Должны быть разработаны региональные программы кадровой политики с привлечением образовательных и научных учреждений.

Общепризнано, что качество медицинской помощи и ее конечные результаты в значительной мере зависят от численности, компетенции и квалификации кадров. В последние годы вопросы совершенствования кадровой политики в здравоохранение находят свое отражение в принимаемых нормативно-правовых документах.

В одном из своих первых Указов от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной поли- тики в сфере здравоохранения» Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать до 1 мая 2013 г. комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей [1].

Федеральный Закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержит ряд статей, посвященных роли и месту медицинского персонала в оказании медицинской помощи: «Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности» (Статья 69); «Лечащий врач» (Статья 70);

«Права медицинских работников и меры их стимулирования» (Статья 72); «Обязанности медицинских работников» (Статья 73); «Особенности подготовки медицинских работников и фармацевтических работников» (Статья 77) [2].

Приказом Минздравом России № 541н от 23 июля 2010 г. утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих в здравоохранении, в котором представле- ны квалификационные характеристики, в том числе по должностям врача акушераинеколога, неонатолога, акушерки [3].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (2008 г.) одной из задач развития национальной системы здравоохранения является развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников и создание системы повышения мотивации к качественному труду, в том числе обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовыхмедицинских технологий, разработка стандартов подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения и реализация образовательных программ [4].

В декабре 2012 г. Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу «Развитие здравоохранения», в которой отдельно выделена подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения». Цель данной подпрограммы – обеспечение системы здравоохранения высококвали- фицированными специалистами. Задачи включают:

снижение дефицита медицинских кадров, в том числе за счет снижения оттока кадров из государственной и муниципальной систем здравоохранения;

устранение дисбаланса в распределении медицинских кадров в трехуровневой системе оказания медицинской помощи;

совершенствование системы практической подготовки медицинских и фармацевтических работников;

разработка и внедрение аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов;

повышение престижа профессии, в том числе за счет создания позитивного образа медицинского и фармацевтического работника в общественном сознании;

развитие мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников;

формирование единых подходов к определению уровня квалификации и набора компетенций медицинских и фармацевтических работников, необходимых дня занятия профессиональной деятельностью.

На реализацию поставленных задач в период 2013–2020 гг. будет выделено 248 606 622,1 руб. [5]. Планируется, что объемы государственных заданий по реализации программ среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования в дальнейшем будут определяться потребностью в соответствующих кадрах в каждом регионе страны.

В Минздрав России предложил методику расчета потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах [6].

Международный опыт показывает, что подходы к нормиров...

Шувалова М.П., Фролова О.Г., Волгина В.Ф. Чаусов А.А., Гребенник Т.К
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.