Медицинский Вестник №41 (468) / 2008
Как готовили профессоров медицины. К 180-летию Профессорского института в Дерпте
Слово “профессор” в переводе с академической латыни означает “учитель, обучающий публично”. Ныне это ученое звание, должность преподавателя высшего учебного заведения или сотрудника научно-исследовательского учреждения. У слова этого богатая и долгая история. Впервые профессора появились еще в Древнем Риме, где так называли учителей грамматических и риторических школ. В Средние века профессорами именовали учителей духовных школ, а с XII века — преподавателей университетов. Во времена Средневековья термин “профессор” был синонимом ученой степени магистра или доктора наук; с появлением в университетах кафедр слово “профессор” стало званием преподавателя и символом высокой научной квалификации. В XVIII веке профессора появились и в учебных заведениях России.
Нужны преподаватели из “природных россиян”
Первоначально подготовка русских ученых к профессорскому званию осуществлялась индивидуально в различных университетах России и за рубежом. Но затем в связи с прогрессом системы высшего образования и организацией новых университетов решено было улучшить подготовку новых профессоров и преподавателей и создать для этого особый Профессорский институт.
Идея организации Профессорского института относится к концу 20-х годов XIX века. Она возникла в Петербурге в Российской академии наук. Именно тогда известный физик и педагог академик Е.И. Паррот (в прошлом ректор Дерптского университета) разработал проект создания института, который готовил бы высококвалифицированных педагогов и ученых — преподавателей и профессоров для всех русских университетов. Имелось в виду отобрать из всех университетов примерно два десятка лучших студентов или молодых выпускников — “природных россиян” — и отправить их на три года в Дерпт с тем, чтобы они там прошли полный курс обучения по избранной специальности, а затем еще на два года поехали за границу для дальнейшего усовершенствования.
Этот проект поддержали прогрессивно настроенные ученые и общественные деятели, в частности выдающийся мореплаватель И.Ф. Крузенштерн. После детального рассмотрения в различных инстанциях проект был в конце концов принят. Институт было решено организовать при Дерптском университете — здесь должны были обучаться самые способные и одаренные выпускники как старейших Московского и Виленского университетов, так и сравнительно молодых Петербургского, Харьковского и Казанского университетов. В Профессорский институт отбирали молодых людей, склонных прежде всего к педагогической, а также к научно-исследовательской деятельности.
В начале лета 1828 г. кандидаты в Профессорский институт прибыли в Петербург. Среди них были медики, юристы, филологи, историки, естествоиспытатели. Все они должны были сдавать специальные экзамены видным ученым страны в Российской академии наук.
Лучшие из лучших
Особый интерес вызывали испытания молодых врачей. Их экзаменовали по повивальному искусству, хирургии, терапии, анатомии, физиологии и патологии, а также по латинскому, немецкому и французскому языкам. В числе экзаменаторов были такие известные ученые, как профессора Петербургской медико-хирургической академии хирург И.Ф. Буш, анатом П.А. Загорский, физиолог Д.М. Велланский, а также другие профессора этой академии и ученые из Российской академии наук.
<...