Как попасть на стажировку в дальние края

24.11.2014
225

С недавнего времени в целях реализации региональных программ модернизации проводится обучение руководителей ЛПУ современным управленческим методам. Для наиболее успешных курсантов учебная программа включает зарубежные стажировки в странах, добившихся значительных успехов в ходе модернизации национальных систем здравоохранения.

Попробуй стать лидером

Будучи заместителем главного врача одной из городских поликлиник города Смоленска, в мае — июне 2013-го я была направлена на обучение в Калужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) по программе «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования (2011—2014 годы)», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 27.09.2011 № 1665-р. В реализации программы сегодня участвуют около 30 филиалов РАНХиГС и вузов-партнеров в разных городах России.

Цель программы — освоение современных технологий управления для успешной реализации программ модернизации здравоохранения в регионах. Занятия проходили с применением инновационных образовательных технологий, включая тренинги, имитационные игры и т.д.

В процессе обучения, длительность которого составила 120 часов, всех курсантов разделили на 5 групп по 6—8 человек. Координатором и консультантом для каждой группы был назначен преподаватель вуза. Помимо успешного завершения курса обучения, по условиям программы каждая группа должна была самостоятельно предложить тему проектной работы по модернизации социальной сферы и совместными усилиями подготовить ее. Защита проекта планировалась в конце обучения. В ходе работы определялся лидер группы, который, как правило, и предлагал тему проекта, а в дальнейшем брал на себя труд обеспечить содержание работы необходимыми цифрами и фактами. В нашей группе я предложила тему проекта «Совершенствование управления клинико-экспертной деятельностью лечебно-профилактических учреждений на основе внедрения современных информационных систем», которую поддержали все курсанты нашей группы. Фактический материал для проекта в основном был взят из базы смоленской Консультативно-диагностической поликлиники № 1, где я работаю.

По результатам защиты проектов была определена лучшая работа, а лидер группы, представившей победивший проект, награждался 14-дневной зарубежной стажировкой. Поскольку проектная работа нашей группы оказалась лучшей, то я как лидер группы была зачислена в команду стажеров.

Сами проекты попадают в банк работ участников программы с размещением их на общедоступном сайте и рекомендациями учреждениям здравоохранения и образования использовать их в практической деятельности. Кроме того, организаторы обучения формируют список участников программы, отобранных координатором программы (Аппаратом Правительства РФ), для их рекомендации в кадровые резервы субъектов РФ, муниципальных образований и организаций.

На чужом опыте

В ноябре 2013 года я в числе 25 руководителей здравоохранения из разных городов России побывала в Испании, в провинции Каталония и ее столице Барселоне.

В программу стажировки были включены посещения учреждений здравоохранения различного уровня и форм собственности, а также встречи с ведущими специалистами в области организации здравоохранения, маркетинга, менеджмента, страховой медицины и практическими врачами. Официальными языками программы стажировки были русский и английский. На случай возникновения языковых проблем в нашем распоряжении был переводчик. Группу сопровождали два куратора из числа сотрудников принимающей компании для ведения встреч и переговоров.

Наше знакомство с системой здравоохранения Испании на примере провинции Каталония произошло на встрече с директором по международной кооперации господином Жозефом Антони Пуханте в Министерстве здравоохранения Правительства Каталонии. После короткой презентации общение было продолжено в виде дискуссии по обмену опытом организации систем здравоохранения двух стран.

Мы также посетили негосударственную организацию Консорциум по здравоохранению и социальным услугам. Руководитель консорциума господин Рамон Кунильера пояснил, что организация представляет собой объединение органов местного самоуправления и здравоохранения всех форм собственности, социальных служб, основанное на территориальной близости, и предлагает своим филиалам услуги и организационные решения в области здравоохранения и социальных услуг (консалтинг). Нам представили анализ результатов внедрения кооперации между государственными и частными учреждениями здравоохранения.

За время стажировки мы детально изучили работу госсектора, частных клиник, в том числе с мировым именем, систему неотложной помощи, научно-исследовательскую работу и др. Посетили Центр первичного медицинского обслуживания VALLCARCA, крупнейшую государственную больницу Испании Vall d’Hebrón, больницу Mollet del Vallés, ведущую лабораторию клинических анализов Каталонии, институт Гуттманн (лидирующая узкоспециализированная частная клиника), больницу Хирон, центр первичного медицинского обслуживания LA ROCA, лечебно-исследовательский центр разных видов зависимости (CITA), универсальную детскую больницу Sant Joan de Déu, институт микрохирургии глаза IMO, Каталонский банк крови и тканей, лабораторию Esteve — лидера в фармацевтическом секторе Испании, систему неотложной помощи SEM, в том числе службу 061.

Во время этих визитов для нас были организованы образовательные программы по разным разделам системы здравоохранения, мы обменивались опытом с испанскими коллегами, обсуждали возможные варианты сотрудничества.

С большим удовольствием члены нашей группы, работающие в стоматологических клиниках, обменялись опытом с руководителем и сотрудниками стоматологической клиники Апарисио, где не только практикуются современные технологии лечения и протезирования зубов, но и ведется научная деятельность, в том числе в содружестве со стоматологическими клиниками России. Клиника проводит образовательные семинары, в том числе выездные, с использованием современного обучающего оборудования, компьютерных и ситуационных симуляторов.

Программа стажировки, помимо плотного образовательного графика, включала культурную программу, в том числе обзорную экскурсию по Барселоне.

По окончании обучения каждому делегату выдали диплом о прохождении зарубежной стажировки. По итогам прохождения стажировки все члены группы подготовили отчет, включающий обобщение изученного успешного опыта модернизации системы здравоохранения в Испании. Указанные отчеты размещены в общем доступе в интернете.

Пересадить на родную почву

Опыт, полученный в ходе стажировки, мне удалось применить в своей работе. Я внесла предложения по разработке территориальных программ модернизации здравоохранения с учетом географического, социального, экономического и демографического статуса территории. Данная программа включает разработку медико-санитарной карты территории, то есть нанесение плана развития медицинской инфраструктуры на конкретную местность с учетом распределения плотности и состояния здоровья населения, природно-климатических условий, развития промышленной и социальной инфраструктуры, финансовых возможностей региона, имеющихся в наличии медицинских учреждений и кадров. В работе был применен опыт использования частно-государственного партнерства.

При моем участии совершенствуется внедрение информационных технологий в реальную клиническую практику. Некоторые современные методы и технологии внедрены в лечебный процесс при разработке программ лечения и реабилитации в новом отделении восстановительного лечения, которое открылось в нашей поликлинике в 2013 году. Рассматривается вопрос создания службы скорой медицинской помощи в составе единого диспетчерского консультативного центра, что является, несомненно, положительным зарубежным опытом. Наличие в едином диспетчерском центре отдельно выделенного телефонного номера, по которому специалисты круглосуточно оказывают консультации населению по вопросам, не связанным с оказанием экстренной медицинской помощи, способствует экономии ресурсов, направленных на оказание медицинской помощи в экстренных ситуациях. При этом пациенты получают консультативную помощь до приезда специалистов. И, конечно, некоторые обучающие технологии внедрены в образовательный процесс Смоленской государственной медицинской академии.

Юлия БАТРОВА, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача Консультативно-диагностической поликлиники № 1, Смоленск

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь