Медицинский Вестник №18 (523) / 2010

Карт-бланш для пациента

1 июня 2010

Традиционно медицинская документация пишется врачами и для врачей. Чаще всего эти документы совершенно не понятны пациенту, да для него и не предназначены. В прежние времена медицинская карта могла попасть ему в руки лишь случайно, чем он всегда пользовался, чтобы узнать, что пишут врачи. С появлением возможностей ведения медицинских записей в электронном виде ситуация кардинально меняется: пациент не только может «прочитать» свою историю болезни, но и сам до известной степени «участвует в ее написании». В выигрыше и врач, получающий оперативный доступ к информации о пациенте. В том числе и той, которая зачастую оказывается недоступной «в бумажном виде».

Традиционно медицинская документация пишется врачами и для врачей. Чаще всего эти документы совершенно не понятны пациенту, да для него и не предназначены. В прежние времена медицинская карта могла попасть ему в руки лишь случайно, чем он всегда пользовался, чтобы узнать, что пишут врачи. С появлением возможностей ведения медицинских записей в электронном виде ситуация кардинально меняется: пациент не только может «прочитать» свою историю болезни, но и сам до известной степени «участвует в ее написании». В выигрыше и врач, получающий оперативный доступ к информации о пациенте. В том числе и той, которая зачастую оказывается недоступной «в бумажном виде».

Информированная ответственность

В развитых странах сейчас очень популярен термин PHR (Personal Health Record). Наиболее адекватным переводом его на русский язык является ПЭМК (персональная электронная медицинская карта). Под этим обычно понимают персональный архив медицинской информации пациента, собираемой им из различных источников (врачей и медучреждений), управляемый самим пациентом. PHR (ПЭМК) является также самой обсуждаемой темой последних лет на всех международных конференциях по медицинской информатике. Огромный интерес к этой теме связан с двумя факторами:

- необходимостью сохранения и использования всего объема накопленной медицинской информации о пациенте;

- доступ самого пациента к своей медицинской информации делает его более информированным и ответственным в отношении собственного здоровья, повышает вовлеченность в лечебный процесс. В современных условиях децентрализации здравоохранения большин­ство информационных потоков замыкается на самого пациента, только он может попытаться собрать все свои медицинские данные, распыленные по государственным и коммерческим медучреждениям, санаторно-курортным, лабораторным и диагностическим центрам, а также добавить к этому данные самостоятельного мониторинга состояния здоровья и сведения о частных консультациях, полученных от врачей вне организационных структур (по знакомству). Новые электронные и коммуникационные возможности также могут сделать более оперативными диагностику и лечение пациентов. Повышенный интерес к этой теме вызван также разочарованием в успехах масштабных национальных проектов по организации единых государ­ственных хранилищ медицин­ской информации. Такие проекты, бывшие основным трендом предшествующих нескольких лет, в разных странах оказались слишком затратными, слишком долгими и пока малоуспешными. На фоне провала централизованного сбора данных возникает большой интерес к сбору данных самим пациентом, в последние 2—3 года стартовало несколько крупных зарубежных проектов. Наиболее нашумевшие из них Microsoft Health Vault и Google Health. В США и Европе стартовало еще около 3-х десятков проектов, в той или иной ...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.