Когда очень хочется стать взрослой

26.10.2015
831

Половое воспитание ребенка является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Половое воспитание должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем — роли не только мужчины или женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами и гигиеническими требованиями. Для осуществления этих задач необходимо формирование у самих воспитателей и родителей правильного отношения к вопросам пола.

Профессия врача — одна из самых трудных и ответственных, а если врач детский, то, помимо своего основного умения врачевать, этот специалист должен обладать навыками педагога и психолога.

Каждый день у детского врача наполнен интересными событиями. Ведь детство — это удивительный мир: вроде бы общаешься с ребенком на одном языке, а добиться понимания и доверия бывает очень сложно.

В один из таких дней, а точнее, уже ближе к ночи, на скорой помощи в Морозовскую городскую детскую клиническую больницу привезли девочку 9 лет. Маму ребенка беспокоили кровянистые выделения из половых путей дочери. Переживала, что так рано наступило половое созревание ее малютки.

Гинекологический осмотр исключил раннее половое созревание и наличие менструаций. Но мама настаивала на своем, ведь гигиенические прокладки, которыми пользовалась девочка, были окрашены кровью. Да и врачи скорой помощи этот факт не отрицали. «Вещдоки» были предоставлены врачам скорой помощи в квартире, но взять их с собой в больницу они не сочли нужным. Дежурный детский гинеколог Морозовской больницы был насторожен, так как кроме словесных доказательств наличия крови на прокладках других данных о раннем половом развитии не было. Маме с ребенком была предложена госпитализация в отделение гинекологии для проведения вагиноскопии. Но по неизвестным причинам мама ответила категорическим отказом от госпитализации, решив понаблюдать за девочкой в домашних условиях.

Через несколько дней мама с дочерью повторно посетили Морозовскую больницу и снова без прокладок. Родительница продолжала жаловаться на кровянистые выделения и добивалась от нас подтверждения того, что ее ребенок достиг половой зрелости. Но я крайне сомневалась в достоверности ее слов, так как результат моего осмотра не соответствовал клинической картине. Настала пора развеять все сомнения, и я назначила девочке комплекс обследований. Ребенку провели ультразвуковое исследование органов малого таза, взяли кровь для определения уровня половых гормонов и назначили вагиноскопию. Удивительно, но все показатели были в пределах возрастной нормы.

Сама же девочка считала, что она выросла, и свидетельством тому — менструации. Следующим этапом я отправила ребенка к детским хирургам: необходимо было исключить такие причины кровотечения, как геморрой и трещина прямой кишки. Но и хирурги «своей патологии» не выявили. Мне пришлось настоятельно просить маму сохранить и привезти прокладки девочки и предоставить их на обозрение.

Настал долгожданный день, когда мама привезла «причину беспокойств». Тут-то уже все оказалось просто и смешно! Каково же было умиление врачей всего отделения, когда мы обнаружили, что гигиенические прокладки раскрашены красным фломастером! Маленькой фантазерке настолько хотелось стать взрослой, что она пошла на такой трюк. Казалось бы, откуда девятилетний ребенок получил эти ложные знания о половом взрослении? Как вскоре выяснилось, причиной всему была старшая сестра девочки. Ей 13 лет, год назад у нее начались менструации. И, конечно, девочка повзрослела: изменился ее образ жизни, поведенческие реакции, эмоциональный фон. Ей уже не всегда было интересно общение с младшей сестрой. А малышка, так стремившаяся всегда во всем походить на старшую сестру и следовать за ней, не могла удержаться от мысли, что ей тоже необходимо стать взрослой.

Во время просветительной беседы девочка не сразу призналась, что покрасила прокладки в красный цвет фломастером. Но после того, как я обработала их спиртом и по законам химии краска растворилась, отступать ей было некуда.

Затянувшаяся дискуссия о том, кто должен проводить половое воспитание — родители или педагоги, на практике приводит к тому, что оно не проводится вообще и невольно предоставляется добровольным «просветителям» и тайным «совоспитателям», как в данном клиническом случае.

На сегодняшний день роль врача может быть определена как роль консультанта родителей, воспитателей и широкого круга специалистов, работающих с детьми и подростками. Но эта роль консультанта временная. Основной труд в воспитании детей лежит на родителях. Ведь, как говорил известный русский философ и политический деятель А.И. Герцен: «Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка».

Елена СИБИРСКАЯ, главный внештатный специалист гинеколог детского и юношеского возраста Департамента здравоохранения Москвы, заведующая отделением детской гинекологии Морозовской детской городской клинической больницы, доктор медицинских наук, профессор

Нет комментариев

Комментариев: 1

Елена Евгеньевна
Давно назрела необходимость в государственной программе по формированию здорового образа жизни и полового воспитания в рамках образовательной программы в школах.
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь

Статьи по теме

Наши издания