Медицинский Вестник №32 (501) / 2009

Конфликт интересов

1 ноября 2009

Федеральной антимонопольной службой России подготовлен пакет поправок в российское законодательство, регулирующих взаимоотношения фармацевтических компаний с врачебным сообществом. В случае их принятия впервые в российское правовое поле будет введено понятие «конфликт интересов» по отношению к врачебному сообществу. Оно предполагает существование между фармацевтической компанией и медицинским работником неких отношений, которые могут привести к лоббированию интересов конкретной фирмы при выписывании рецептов пациентам. В том, чем это грозит российскому здравоохранению, попробовал разобраться корреспондент «МВ».

Федеральной антимонопольной службой России подготовлен пакет поправок в российское законодательство, регулирующих взаимоотношения фармацевтических компаний с врачебным сообществом. В случае их принятия впервые в российское правовое поле будет введено понятие «конфликт интересов» по отношению к врачебному сообществу. Оно предполагает существование между фармацевтической компанией и медицинским работником неких отношений, которые могут привести к лоббированию интересов конкретной фирмы при выписывании рецептов пациентам. В том, чем это грозит российскому здравоохранению, попробовал разобраться корреспондент «МВ».

ФАС уполномочен заявить

Предлагаемый антимонопольным ведомством законопроект (поправки в «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», КОАП, к проекту закона «Об обращении лекарственных средств») должен существенно урезать в правах как фармацевтические компании, так и медицинских работников, накладывая на тех и на других массу ограничений. Медицинским работникам планируется запретить принимать от фармацевтических фирм любые подарки — денежные пожертвования, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, если их цена превышает размер предельно допустимой стоимости подарков, установленной Гражданским кодексом РФ. Проект также налагает значительные ограничения на деятельность фармацевтических компаний и медицинских работников при продвижении на рынке лекар­ственных средств, проведении научных симпозиумов, конференций и постклинических исследований.

— Наши проверки показали, что в последние 20 лет в России сложилась ситуация, когда врачи попали в определенную зависимость от фармацевтических компаний. В 90-е годы, когда врачи получали зарплату в 2 тысячи рублей, финансовая помощь от фармацевтических компаний позволила сохранить профессиональных медработников в системе здравоохранения, — сообщил руководитель ФАС России Игорь Артемьев. — Но сегодня такая система не соответствует этическим прин­ципам, которые за это время были реализованы в мире.

Он рассказал, что ФАС располагает целым рядом фактов, компрометирующих фармацевтические компании и представителей врачебного сообщества, но подчеркнул, что никаких мер реагирования как к фармацевтическим фирмам, уличенным в не совсем коррект­ных способах распространения новых препаратов, так и к медицинским работникам предприниматься не будет. Также ФАС не собирается предавать данные факты огласке.

Неудачная идея

В начале ноября рабочая версия законопроекта, регулирующего взаимоотношения врачей с фармкомпаниями, была обнародована на заседании Эксперт­ного совета при ФАС по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении. Предполагается, что она будет существенно доработана образованными из представителей врачебного и фармацевтического сообщества двумя рабочими группами.

Медицинским работникам планируется запретить принимать от фармацевтических фирм любые подарки — денежные пожертвования, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, если их сумма превышает размер предельно допустимой стоимости подарков, установленной Гражданским кодексом РФ.

Представители фармацевтических компаний пока реагируют достаточно сдержанно. Исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Шипков назвал новый законопроект «неудачной идеей», так как деятельность медработников и фармацевтических компаний, а также их взаимоотношения «вполне урегулированы существующими нормами гражданского, административного, уголовного законодательства», из-за чего предлагаемые нормы дублируют уже сущест­вующие и вносят диссонанс в правовое поле. При этом он отметил, что введение понятия «конфликт интересов» некорректно применительно к представителям врачебного сообщества, ибо врачи в большинстве своем не являются государственными служащими, так что смысл формулировок в законодательстве (регулирующем вопросы здравоохранения и касающихся деятельности госслужбы) получился совершенно разным. По этой причине, по мнению В. Шипкова, попытка механически перенести нормы законодательства о госслужбе на положения...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.