Акушерство и Гинекология №10 / 2016
Контрацепция: выбор открывает мир возможностей
ФГАОУ ВО Российский университет дружбы народов, Москва
Цель исследования. Определить факторы, влияющие на распространенность контрацепции, дополнительные потребности женщин в неконтрацептивных эффектах и возможности их реализации на примере гиперандрогенной дермопатии.
Материал и методы. «Метод-микс» – методика консультирования, основанная на возможности предложить широкий спектр методов и средств контрацепции, из которого потребитель может выбрать один, а в дальнейшем перейти на другой, в наибольшей степени отвечающий его потребностям в течение жизненного цикла.
Результаты. Идея метода-микс нашла воплощение в линейке оральных контрацептивов (КОК) под единым «зонтичным» брэндом модэлль. Дополнительные потребности женщин, страдающих гиперандрогенной дермопатией, могут быть реализованы с помощью препарата, содержащего 35 мкг этинилэстрадиола и 2 мг ципротерона ацетата (35ЕЕ/ЦПА – модэлль пьюр), который позволяет получить максимальный неконтрацептивный (лечебный) эффект.
Заключение. 35ЕЕ/ЦПА – наиболее подходящее средство контрацепции для женщин с андроген-зависимыми заболеваниями кожи, а также для тех, кто обеспокоен появлением акне при использовании других КОК.
Ключевым элементом высокого качества помощи населению в сфере репродукции является возможность предложить пользователям самый широкий выбор методов и средств планирования семьи – это так называемый «метод-микс» – и обеспечить их использование гарантированными информационными услугами и консультированием [1].
Метод-микс и методика этапного консультирования [2] позволяет выбрать «свой метод» контрацепции, удовлетворяющий репродуктивным установкам потребителя в конкретный период жизни, повысить уровень удовлетворенности методом в настоящее время и перейти с одного метода на другой впоследствии при изменяющихся потребностях.
Цель: определить факторы, влияющие на распространенность контрацепции, дополнительные потребности женщин в неконтрацептивных эффектах и возможности их реализации на примере гиперандрогенной дермопатии.
Факторы, влияющие на распространенность контрацепции
Распространенность контрацепции находится под влиянием целого ряда факторов [3], к которым относятся: политика и программы; предпочтения медицинских работников; период времени с момента введения каждого метода в стране; особенности самих методов (простота использования, стоимость, побочные эффекты, эффективность); характеристики пользователей (информированность, религиозные убеждения, личные предпочтения, возраст и этап жизни).
Вероятность выбора одного из методов и приверженность к нему тем выше, чем шире спектр известных партнерам средств, чем большим объемом информации по правилам применения контрацептивных мер, нивелированию побочных эффектов и рисков использования обладают потребители.
В русскоязычной литературе нередко отмечается, что выбор контрацепции должен осуществляться врачом. Действительно, женщины должны получить консультацию профессионала в области репродуктивного здоровья. Однако важным является то, что врач дает информацию, а женщина выбирает метод, который отвечает ее потребностям и ожиданиям, потому что пациентки, довольные выбранным методом, используют его в течение более длительного времени [4]. Подчеркивается, что предпочтения врача не должны оказывать влияние на выбор женщины.
Но если выбор метода (между постоянными, обратимыми пролонгированными и обратимыми короткого действия, гормональными и негормональными) сделать довольно просто, то выбор средства, например, внутри группы комбинированных оральных контрацептивов (КОК) может вызвать затруднения – ведь они представлены более чем 40 наименованиями. Поэтому врачу важно выяснить дополнительные потребности каждой конкретной женщины и хорошо ориентироваться в тех препаратах, которые эти потребности могут удовлетворить.
Дополнительные потребности женщин в неконтрацептивных эффектах
Изучение общих потребностей и ожиданий пациенток при выборе КОК показало, что в первую пятерку вошли: высокая эффективность при минимальной дозе гормонов, незначительное количество побочных эффектов, простота использования, возможность воздействия на менструальный цикл, невысокая стоимость [5].
Для более детального изучения потребностей среди женщин, выбирающих КОК, исследовательская компания Ipsos [6] провела опрос, на основании которого было выделено 9 сегментов потребителей. Выяснилось, что женщины хотят, чтобы их контрацептив удовлетворял их потребности, то есть имел дополнительный эффект помимо защиты от нежелательной беременности. Наиболее многочисленными оказались четыре группы женщин, которым важно хорошо выглядеть (состояние кожи и волос), быть в хорошей форме (нормальная масса тела), те, у которых имеются проблемы со здоровьем (контроль над симптомами и восстановление репродуктивного здоровья) и кормящие матери (отсутствие влияния на лактацию и ребенка).
На основании данного исследования появилась идея объединить препараты c разными свойствами под единым «зонтичным» брендом, который получил название модэлль, а внутри него обозначить каждую из потребностей соответствующим названием: пьюр (pure – чистый), тренд (trend – модный), про (pro – профессионал) и мам (mam – мама). Таким образом, модэлль – это уникальная инновационная линейка контрацептивов с понятной ...