Фарматека №12 (305) / 2015
Контрацептивное поведение девушек – учащихся среднеспециальных образовательных учреждений города Самары
(1) ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» МЗ РФ, Самара; (2) ФГАОУ ВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева», Самара
Представлены результаты исследования (анкетирование) особенностей контрацептивного поведения 754 девочек-подростков в возрасте от 14 до 24 лет, обучающихся в среднеспециальных образовательных учреждениях Самары. Установлено, что значительная часть (80%) опрошенных знает о возможности забеременеть в результате единственного (первого) полового контакта и что презерватив является надежным средством защиты как от нежелательной беременности, так и от ВИЧ и других заболеваний, передающихся половым путем. Знания о гормональных таблетках в режиме ежедневного приема есть у половины девушек; эти знания закономерно возрастают с началом половой жизни. Среди учащихся среднеспециальных образовательных учреждений распространен такой способ контрацепции, как прерванный половой акт: его применяют 28% девушек, живущих половой жизнью, хотя большая часть из них знают о его низкой эффективности. Другой малонадежный метод контрацепции – предохранение по циклу – практикуют 7% сексуально активных девушек. Представлены данные о современных комбинированных оральных контрацептивах, применение которых наиболее приемлемо для юных и нерожавших женщин с возраста менархе.
Внастоящее время в обществе все актуальнее вопросы, касающиеся сексуального образования подростков. Это обусловлено современными особенностями их сексуального поведения: снижается возраст вступления в первый половой контакт, что определяет актуализацию вопросов взаимоотношения полов, контрацепции, защиты от заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП), и пр. [2, 3]. Плохо и то, что по легкомыслию они нерегулярно используют противозачаточные средства (ПЗС) или не применяют их вовсе.
По данным П.Н. Кротина [1, 4, 10], контрацептивное поведение девочек-подростков отличается от поведения представительниц более старших возрастных групп и имеет следующие особенности:
- нерегулярная половая жизнь;
- нерегулярные менструации;
- недостаточное сексуальное образование;
- кратковременное использование контрацепции;
- использование малоэффективных методов контрацепции;
- страх перед родителями и врачом;
- использование советов друзей в выборе метода контрацепции;
- высокий риск ЗППП;
- значительное число половых партнеров.
В связи с этим нередко первый половой контакт приводит к первому аборту. А из абортного отделения не все женщины выходят с твердой уверенностью, что смогут иметь детей в будущем [6]. Таким образом, аборт в подростковом возрасте служит одной из причин гинекологической заболеваемости и может приводить к серьезным нарушениям репродуктивной функции, а проблема контрацепции у подростков заслуживает особого внимания.
Недостаточная зрелость (как физическая, так и психическая) и следующая из нее безответственность приводят к тому, что довольно часто у девочек-подростков много сексуальных партнеров [11, 12]. При выборе средства контрацепции подростки обоих полов редко задумываются о том, что при половом контакте можно заразиться какой-нибудь инфекций, поэтому растет частота ЗППП, в т.ч. и СПИДа. Все это представляет огромную опасность для здоровья подрастающего поколения и общества в целом [1, 4, 10].
Основной задачей контрацепции для подростков являются профилактика первого аборта и непланируемых первых родов, а также ЗППП. Соответственно, требования к подростковой контрацепции следующие: высокая эффективность, безопасность для здоровья, удобство в применении, доступность приобретения [6, 7]. Очень важна правильная информированность подростков об эффективности и безопасности того или иного метода контрацепции.
Учтя все вышесказанное, нами был проведен цикл лекций на тему «Основы здорового репродуктивного поведения» для подростков в среднеспециальных образовательных учреждениях Самары, в которых мы подробно осветили вопросы, касающиеся контрацепции.
Цель исследования: оценить особенности контрацептивного поведения девочек-подростков, обучающихся в среднеспециальных образовательных учреждениях Самары.
Материал и методы
Объектом исследования были учащиеся среднеспециальных учебных заведений Самары, возраст которых составил от 14 до 24 лет, в среднем 17,02±1,39 года. Профиль этих учебных заведений – технические и технологические специальности, торговля, сфера услуг, менеджмент и управление.
Метод исследования – анкетирование. Анкета включала несколько блоков вопросов:
- Интимная гигиена: соблюдение элементарных норм и знания об этих нормах [5].
- Сексуальное поведение: наличие половых контактов, с какого возраста, со сколькими партне-рами, каким был мотив вступления в интимную связь [8]?
- Контрацептивный выбор: знания о тех или иных ПЗС, применение их на практике.
Проявления особенностей поведения учащихся (жалобы в интимной сфере, аборты в анамнезе и знания о надежности методов контрацепции).
В блоке о контрацептивном выборе были перечислены различные средства контрацепции и заданы следующие вопросы: какие именно ПЗС знакомы девушкам и какими они пользовались? После анкетирования в каждой группе учащимся была прочитана лекция на тему «Основы здорового репродуктивного поведения», в которой врачи-акушер...