Медицинский Вестник №5 (390) / 2007
Контрольная работа: Федеральная власть гарантирует, Росздравнадзор — проверяет
Результатом проведенной административной реформы стало разделение органов управления и надзора в сфере здравоохранения и социального развития. Руководитель территориального управления Росздравнадзора по Тульской области, образованного в декабре 2004 г., Евгений Васильевич МИХЕЕВ по просьбе нашего корреспондента Веры Ивановой рассказывает о практических преимуществах новой системы.
Основным преимуществом является разделение функций управления и надзора. Сосредоточение обеих функций в одном ведомстве, когда оно издает распоряжения и само же контролирует их выполнение, не представляется обоснованным и целесообразным. Как можно требовать соблюдения норм и правил от других, когда ты сам являешься участником контролируемого процесса? С себя спрашивать исполнения всегда сложно. Теперь же подобное положение дел исправлено.
Мы проверяем только то, что гарантирует федеральная власть, а исполнение мандатов областной и муниципальной власти не входит в сферу нашей деятельности. Надзор осуществляется как за государственными, так и за частными предприятиями.
Среди основных функций ведомства — контроль качества фармацевтической и медицинской деятельности; порядка проведения медико-социальной экспертизы; поступающих лекарственных средств, выявление среди них недоброкачественных и фальсифицированных, а также надзор за соблюдением лицензионных условий, проведение лицензирования фармацевтической и медицинской деятельности, контрольно-аналитических мероприятий.
За 2006 г. в Тульском регионе произведено 952 проверки организаций разной формы собственности. Контролируя лицензионные условия и требования, мы в рамках плановых проверок ежемесячно рассматриваем 15—17 дел по фармацевтической деятельности, 14—15 — по медицинской. Проходят проверки хода реализации национального проекта “Здоровье”, а также внеплановые. Такой строгий контроль гарантирует гражданину соблюдение его конституционных прав, в частности, на качественные медицинскую помощь и медикаментозное лечение. Какие санкции в рамках действующего законодательства применить к нарушителям, решают судебные органы. По результатам проверок нами передано в суд 57 дел. Стоит отметить действенность реализации принципа гласности судопроизводства: общество посредством СМИ получило возможность знать истинное положение вещей в такой щекотливой сфере, как борьба с правонарушениями в области здравоохранения и фармации. Но не всегда нарушения в рассматриваемой сфере относятся к тем, что требуют судебного разбирательства. Чаще составляются предписания по устранению нарушения и отчету о проделанной работе. Это дисциплинирует учреждения.
Осуществлять надзор за соблюдением прав лиц, имеющих льготы, тоже наша задача. В Тульской области имеют право обеспечивать льготников лекарствами в рамках программы ДЛО 147 аптечных учреждений. Они определены муниципальной властью, список их согласован с Департаментом здравоохранения и территориальным управлением Росздравнадзора. Раньше льготники получали лекарства в определенной аптеке, что было для них не всегда удобно. В 2006 г. жесткое закрепление за аптеками конкретных ЛПУ было отменено. Теперь каждый льготник может приобретать препарат по бесплатному рецепту там, где ему удобно, где лекар...