Медицинский Вестник №4 (545) / 2011

Косметический ремонт вопроса не решит

1 февраля 2011

Суть советской модели здравоохранения (именуемой в мире как «модель Семашко») заключалась в бесплатном оказании медицинских услуг населению в государственных медицинских учреждениях, а целью политики было обеспечение равного доступа всех категорий населения страны к медицинской помощи. Эта модель успешно работала в нашей стране до 80-х годов ХХ столетия, когда стало очевидно, что в советском здравоохранении назрели реформы. Еще до распада СССР для РСФСР было принято принципиально иное решение — развитие системы ОМС, что и было сделано 20 лет тому назад. Сегодня же чиновники на самом высоком уровне, с одной стороны, говорят о неэффективности сложившейся системы, с другой — продолжают с оптимизмом рассказывать о том, что все будет хорошо.

Суть советской модели здравоохранения (именуемой в мире как «модель Семашко») заключалась в бесплатном оказании медицинских услуг населению в государственных медицинских учреждениях, а целью политики было обеспечение равного доступа всех категорий населения страны к медицинской помощи. Эта модель успешно работала в нашей стране до 80-х годов ХХ столетия, когда стало очевидно, что в советском здравоохранении назрели реформы. Еще до распада СССР для РСФСР было принято принципиально иное решение — развитие системы ОМС, что и было сделано 20 лет тому назад. Сегодня же чиновники на самом высоком уровне, с одной стороны, говорят о неэффективности сложившейся системы, с другой — продолжают с оптимизмом рассказывать о том, что все будет хорошо.

Принцип солидарности

Идея социального страхования связана с именем О. Бисмарка. Вообще, страховые схемы в конце ХIХ века уже существовали во многих странах (Англия, Бельгия, Франция), но Бисмарк впервые применил их в общегосударственном мас­штабе. Появление этой модели во многом было обусловлено необходимостью решения рабочего вопроса в Германии. Прин­цип страхования означал, что плательщики страховых взносов получали право на возмещение части затраченных средств из страховых фондов, в которых аккумулировались взносы участ­ников. Но важно другое: введение этой модели показывало, что социальное страхование не является чисто рыночной системой, поскольку ее гарантом выступает государство.

У медицинского страхования есть определенная задача — обеспечить гражданам оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая. Оно основано на рисках, гарантии компенсируются из учета тех средств, которые удалось накопить отвечающим за это структурам. Но страхование выступает и как механизм объединения рисков. Именно поэтому основой взносов на ОМС являются доходы, а не оценка риска как таковая. Это дает возможность покрывать риски, которые не укладываются в традиционную рыночную модель страхования.

К сожалению, вся реформа здравоохранения в России свелась к ОМС. Другие варианты не рассматриваются и не обсуждаются.

Как известно, страхование осуществляется в двух видах: добровольное, функционирующее в соответствии с приоритетами бизнеса и лично человека, и обязательное, оно же государственное или социальное, обеспечивающее всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Важный момент, на который нужно обратить внимание, что в основе любой страховой системы лежит риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи, поэтому обязательное медицинское страхование должно осуществляться по принципу солидарности. Изначально это подразумевает, что ответственность за вливание денег в систему страхования лежит на каждом из граждан — здоровый платит за больного, богатый за бедного. Для того, чтобы принцип солидарности был реализован, средства, полученные от уплаты налогов, аккумулируются в определенных фондах. Ответ­ственность за это несет государство, помимо всего прочего оно должно также выравнивать региональные тарифы по ОМС, чтобы любой гражданин мог получать медицинскую помощь вне зависимости от места проживания.

Страхование переходного периода

По задумке правительства в 2013 году мы должны прийти к полному выравниванию тарифов, но следует разделить риторику реформ и конкретные механизмы их реализации. С точки зрения риторики все выглядит прекрасно, постановка общих целей вполне соответствует современному моменту, в 2010 г. были приняты принципиально важные для страны документы — это и новый закон «Об ОМС», закон «Об обращении лекарственных средств» и другие. А вот с механизмами все гораздо сложнее: есть практика, которая показывает, что в реальной жизни у нас не все так хорошо, как декларируется. Почти 20 лет использования ОМС не дали видимых результатов как для состояния здоровья населения, так и для самой системы ОМС.

Можно выдвинуть массу предположений, почему. Самое очевидное из них, связанное с историей введения ОМС, — страховые схемы не следует запускать в период глобальных преобразований. К началу наших реформ уже были написаны многие работы ведущих зарубежных специалистов в области экономики здравоохранения, политики здравоохранения, в которых анализировалась специфика рынка медицинских услуг, чем, собственно говоря, этот рынок отличается от рынка других товаров и услуг, как со стороны спроса, так и предложения; какова роль государства в фо...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.