Медицинский Вестник №24 (451) / 2008
Кто-нибудь отвечает за здоровье народа?
На расширенном заседании Комиссии по вопросам здравоохранения Общественной палаты РФ прошло обсуждение первой версии проекта Концепции развития здравоохранения до 2020 года. Долгожданный документ объемом 140 страниц разработан специально созданной комиссией Минздравсоцразвития России с привлечением медицинской общественности. Участники слушаний — представители МЗСР РФ, РАМН, Счетной палаты РФ, руководители медицинских учреждений, департаментов, комитетов, министерств здравоохранения субъектов РФ, общественных организаций — имели возможность заранее познакомиться с проектом, поэтому разговор шел конкретный, деловой и очень эмоциональный.
Ключевые положения проекта концепции изложил председатель Комиссии по вопросам здравоохранения Общественной палаты РФ директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Л.М. Рошаль. Он отметил, что с появлением этого документа начинается настоящая работа по подготовке окончательного варианта концепции. Проект содержит 4 раздела, посвященных оценке нынешнего состояния здравоохранения, ключевым направлениям развития здравоохранения и охраны здоровья населения, а также законодательному и нормативно-правовому обеспечению отрасли.
— Наша главная задача, — подчеркнул Леонид Михайлович, — сделать здравоохранение качественным и доступным в соответствии с Конституцией РФ, и концепция должна показать это соответствие. Одним из центральных вопросов является финансирование отрасли, в проекте впервые названа цифра затрат на здравоохранение, рекомендованная ВОЗ, — 6% ВВП. Этими деньгами надо правильно распорядиться, и первое, что необходимо сделать, — провести инвентаризацию, а затем модернизацию материально-технической базы всего здравоохранения, начиная с сельских ЛПУ.
Главная задача — сделать здравоохранение качественным и доступным в соответствии с Конституцией РФ.
Остро стоит кадровый вопрос. Требуется пересмотр системы подготовки студентов, усиление практической составляющей обучения. Очень осторожно сказано в проекте о возможности распределения выпускников, обучающихся за государственный счет. Но это надо сделать в ближайшие годы, чтобы насытить первичное звено, а пока до 30—40% выпускников медицинских вузов не идут работать в здравоохранение. При этом нам продолжают предъявлять графики, где показано, что Россия лидирует по числу врачей на душу населения.
Предлагается ввести одноканальное финансирование. Для меня как руководителя лечебного учреждения безразлично, из какого канала — ОМС или бюджета — придут деньги. Однако при одноканальном финансировании на случай инфляции должны быть сохранены какие-то обязательства государства, предусмотрены механизмы компенсации.
Идет разговор о том, чтобы убрать тарифную сетку. Но в ней отражена квалификация сотрудника, она может быть базисом, а остальные деньги коллектив зарабатывает по ОМС. По-моему, это нормальная система, и ее не надо ломать.
Учреждениям, оказывающим высокотехнологичную медицинскую помощь, следует создать условия, при которых они могли бы работать в два раза активнее. Надо знать точное число больных по каждой нозологии, которым требуется дорогостоящая помощь, и обеспечить их лечение. В России не должно быть такого позорного явления, как квоты.
Всех волнуют вопросы структуры здравоохранения, но этот аспект в проекте не отражен. Надо четко заявить (или отказаться), что мы...