Медицинский Вестник №7 (656) / 2014

Кто судьи, что судим?

1 марта 2014

Вот уже более двух лет прошло с момента принятия Закона 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основной целью которого является регулирование отношений, возникающих в сфере охраны здоровья граждан. При этом совсем не встречались публикации о репрезентативных выборках практической полезности положений закона непосредственно для пациентов. Но практика свидетельствует, что жители, обращаясь в государственные органы с жалобами по поводу неразрешенных проблем получения медицинской и лекарственной помощи, ссылаются именно на этот закон.

Вот уже более двух лет прошло с момента принятия Закона 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основной целью которого является регулирование отношений, возникающих в сфере охраны здоровья граждан. При этом совсем не встречались публикации о репрезентативных выборках практической полезности положений закона непосредственно для пациентов. Но практика свидетельствует, что жители, обращаясь в государственные органы с жалобами по поводу неразрешенных проблем получения медицинской и лекарственной помощи, ссылаются именно на этот закон.

В списках не значатся

Поскольку законы пишутся для граждан, они должны быть понятны подавляющему большинству из них. К сожалению, сложность практического восприятия и неоднозначность сущностного толкования характерна для значительной части утверждений, прописанных в Основах. А поскольку многие положения закона не имеют прямого действия, принимаемые подзаконные акты эффектом синергизма еще более усиливают противоречивость закрепленных правил.

К примеру, в статье 12 Основ глава 85 посвящена организации контроля в сфере охраны здоровья. Здесь прописано, что контроль «включает в себя контроль качества и безопасности медицинской деятельности». Государственный это контроль или иной (независимый), не конкретизировано. В 87 главе дается расшифровка форм контроля, то есть он осуществляется в следующих формах: 1) государственный контроль; 2) ведомственный контроль; 3) внутренний контроль. В последующих статьях представлено изложение их сути и, что особенно важно, указаны органы, которым делегированы полномочия по проведению контроля. Об участии в контроле общественников нет в Основах ни строчки. Положения о том, что формой контроля качества и безопасности медицинской деятельности может быть некая «независимая экспертиза», также в Основах нет.

При...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.