Медицинский Вестник №20 (489) / 2009
ЛПУ по рейтингу становись!
Сообщается: потребность населения в медицинских услугах увеличивается. Расходы на медицину растут. Рапортуют: на диспансеризацию выделено столько-то средств, на борьбу с туберкулезом в таком-то регионе столько-то, на развитие высокотехнологичной помощи столько-то, освоено выделенных средств столько-то... Правительство мучительно пытается выработать концепцию реформирования существующей системы здравоохранения: определяются приоритетные направления, создаются программы (дополнительной диспансеризации, выдачи родовых сертификатов, вакцинации и др.), изыскиваются источники финансирования страховой медицины, увеличивается доля ВВП на здравоохранение, выделяются целевые средства на конкретные проекты, перераспределяются финансовые потоки, рассчитываются подушевые нормативы... При этом продолжается сокращение численности населения страны, а доступность и качество медицинской помощи не отвечают потребностям граждан.
Маховик услуг
Причина неэффективности прилагаемых усилий раскрывается словами члена Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Татьяны Яковлевой о том, что современное здравоохранение гораздо в большей степени заинтересовано в зарабатывании денег, нежели в поддержании здоровья пациента на должном уровне. В сложившихся рыночных условиях одна из главных задач деятельности ЛПУ — успешно отработать выделенные деньги. Успешность отработки подтверждается отчетом о количестве оказанных услуг: считается, чем больше их оказано, чем больше пациентов пролечено, тем удачнее результат инвестирования.
Маховик наращивания количества оказываемых медуслуг набирает обороты, причем дорогие вытесняют дешевые независимо от их эффективности. И это характерно не только для российского здравоохранения, но и для здравоохранения ряда других западных стран.
Погоня за количеством услуг отрицательно сказывается на качестве. Разве может быть высоким качество обслуживания, когда, например, за смену в поликлинике доктор принимает 30—40 пациентов? Лечебно-диагностический процесс — это же не конвейерная штамповка стандартных деталей, а индивидуальный подход к каждому пациенту, сопровождающийся анализом и размышлениями. Но в условиях «оплаты за услуги» некогда думать — нужно наращивать количество услуг, чтобы заработать.