Фарматека №s4-13 / 2013
Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей
Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург
В статье анализируются распространенность, причины и основные клинические проявления недементных когнитивных расстройств – синдрома, являющегося клиническим проявлением многих соматических, неврологических и психических расстройств. Подробно обсуждены диагностические подходы и возможности дифференциального диагноза. Приведены основные принципы лечения синдрома умеренных когнитивных расстройств, обсуждены возможности применения нескольких классов лекарственных препаратов, предположительно обладающих ноотропным действием.
Поведенческие нарушения у детей и подростков оказывают неблагоприятное воздействие как на них самих, так и на окружающих и общество в целом. Актуальность изучения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяется достаточно широкой распространенностью данного заболевания и высокой степенью социальной дезадаптации, возникающей на его фоне, что заставляет заниматься данной проблематикой как врачей (неврологов, психиатров, психотерапевтов), так и психологов. Кроме этого следует отметить сравнительно недавний опыт изучения данной проблематики в нашей стране.
Результаты различных эпидемиологических исследований говорят о достаточно большом разбросе данных о распространенности этого заболевания. Средние оценки распространенности СДВГ среди детей находятся, по данным S.V. Faraone и соавт. (2003), в пределах 5–10 %, а по данным R.T. Brown и соавт. (2004), – в пределах 4–12 % [1, 2]. Исследования, проведенные Н.Н. Заваденко и соавт. (2005), показывают, что из общего числа обследованных московских школьников признаки СДВГ отмечаются у 7,6 % детей [3].
Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. Однако клиническая картина заболевания характеризуется гетерогенностью симптоматики и онтогенетической дифференцированностью. Симптомы заболевания могут быть представлены неравномерно. З. Тржесоглава приводит следующие цифры частоты встречаемости основных симптомов заболевания: гиперактивность отмечена в 80 % случаев, эмоциональная лабильность – в 70, повышенное беспокойство – в 67, агрессивность – в 44, повышенная импульсивность – в 66,5 % [4]. Исходя из этого, существуют различные классификации СДВГ, позволяющие отразить ряд особенностей клинической картины и выделяющие различные типы заболевания.
Согласно DSM-IV (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств), выделяют СДВГ с преобладанием гиперактивности (СДВГ-ГИ), СДВГ с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н) и комбинированный тип заболевания. Предлагалось также разделение заболевания на когнитивный и поведенческий подтипы [5]. Если первый подтип, по мнению авторов, характеризовался низкой академической успеваемостью и дефицитом восприятия из-за невнимательности и гиперактивности (при невысоком уровне импульсивности), то второй подтип отличался антисоциальным поведением при нормальном уровне познавательных способностей.
С учетом наличия тех или иных коморбидных расстройств нами было выделено две функциональные формы СДВГ:
Простая форма – клиническая картина, представленная симптомами асинхронии развития: невнимательность, гиперактивность, дислексия, дисграфия, первичная форма энуреза.
Осложненная форма – характеризуется тем, что к симптомам асинхронии развития присоединяются «вторичные» симптомы, появляющиеся с возрастом: тики, головные боли, вторичная форма энуреза, энкопрез, заикание, расстройство социального поведения, фобические расстройства, парасомнии.
С возрастом выя...