Медицинский Вестник №17 (594) / 2012
Лечиться, лечиться, и еще раз лечиться
На фоне риторики о необходимости смещения акцентов в системе здравоохранения на профилактику заболеваний и стимулирование к ведению людьми здорового образа жизни во многих регионах России сохраняются механизмы оплаты медпомощи, как минимум не стимулирующие врача лечить больного качественно — раз и навсегда. Наиболее распространенные схемы расчетов предполагают заинтересованность врача и руководства клиник в увеличении объема оказываемой помощи, т.е. фактически в том, чтобы пациент возвращался в клинику снова и снова.
Эх, раз, еще раз...
Один из авторов нашей газеты — главный врач амбулатории села Столбище Дмитровского района Орловской области Илья Сенькин — обращает внимание на сохранившуюся по сей день для многих врачей необходимость выполнения плана посещений.
— Как совместить качественное лечение больных и качественную профилактику с требуемой территориальным фондом ОМС и страховщиками периодичностью посещений врача жителями участка — каждые 12 минут при амбулаторном приеме и каждые 30 минут при работе на дому? — задается вопросом врач. — И чтобы обязательно на каждого жителя участка было 9,2 посещения врача в год, даже в сельской местности. Нужен только вал!
При этом, обращает внимание сельский врач, получается, что болеть, учиться, посещать производственные совещания, конференции, проводить занятия в школах по артериальной гипертонии и сахарному диабету и медосмотры надлежащего контингента врачу в рабочее время вроде как нельзя.
— Нас, врачей, обвиняют в недостаточном профессионализме, низкой квалификации, но учиться врачу нужно ежедневно, повышение уровня квалификации раз в 5 лет, на мой взгляд, малоэффективно. А у врачей нет времени на это, — сетует Илья Сенькин. — До введения плана по болезням я имел возможность во второй половине рабочего дня в отсутствие вызовов на дом, ежедневно читать выписываемые мною периодические издания, приказы и другие необходимые медицинские документы. Сейчас невозможно ознакомиться даже со стандартами и положениями.
Коллегу поддерживает врач кабинета статистики поликлиники госпиталя ветеранов войн во Владивостоке Людмила Яковлева:
— Добросовестный врач не укладывается в заявленные 12 минут. 4 часа приема, 5 человек в час — этого времени мало для опроса, осмотра и назначения лечения. А уж тем более для беседы с пациентом о профилактике того или иного заболевания. Чтобы обеспечить качественный прием, врач вынужден использовать личное время.
Картину дорисовывает врач общей практики пос. Пионерский Шигонского района Самарской области Джума Хуммедов:
— Сегодня врач общей практики на селе работает, по сути, в круглосуточном режиме, обслуживая при этом не только плановых больных, но и экстренных пациентов. В любой момент времени, даже в нерабочий день, может поступить экстренный вызов, который врач в силу определенных обстоятельств не всегда может передать на обслуживание среднему медперсоналу. Направлений работы очень много, и, как следствие, мы имеем дело с огромным количеством всевозможной учетно-отчетной документации. По действующему законодательству при пятидневной неделе рабочий день врача общей практики начинается в 8.00, а заканчивается с учетом перерыва на обед в 16.45. На своем личном опыте могу сказать, что наша амбулатория в это время никогда не закрывается, поскольку до 16.45 просто физически невозможно оформить всю необходимую документацию.
Он убежден, что жестких нормативов, регламентирующих временные параметры медицинского обслуживания пациента в сельской местности, быть не должно.
С выводами региональных врачей согласны и экономисты.
— Работа на план по посещениям деформирует мотивацию врача, — убежден профессор кафедры управления и экономики здравоохранения факультета государственного и муниципального управления НИУ «Высшая школа экономики» Игорь Шейман, — он думает прежде вс...