Медицинский Вестник №21 (526) / 2010
Лед тронулся. Закон разработан, вопросы остались
Проект федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» принят в первом чтении. Эксперты не сомневаются, что окончательное утверждение законопроекта — дело техники, но надеются лишь внести существенные, по их мнению, корректировки. Удастся ли?
Что строим?
Вопрос об оптимальной модели выстраивания отечественной системы здравоохранения поднимается практически на каждом обсуждении в экспертном сообществе тех или иных реформаторских посылов государства. Так называемая государственно-страховая модель, сложившаяся стихийно, мало кого устраивает концептуально. Пока же согласья нет, строим, точнее, надстраиваем то, что имеем.
Согласно разосланным Минздравсоцразвития РФ в СМИ пояснительным документам реформа системы оказания медпомощи, ключевой составляющей которой является система ОМС, будет идти по трем главным направлениям: правильная организация медицинской помощи внутри регионов, информатизация здравоохранения и обеспечение стандартов медицинской помощи.
На реализацию первой и наиболее масштабной задачи планируется направить значительную часть тех средств, которые будут аккумулироваться в ФОМС с 1 января 2011 года за счет увеличения величины страхового взноса на работающее население. Около 300 млрд рублей, по подсчетам министерства, должно пойти на приведение в порядок лечебных учреждений: на капитальный и текущий ремонт, реконструкцию и приобретение оборудования. Еще 24 млрд рублей из тех средств, которые дополнительно поступят в систему ОМС за счет увеличения взносов в 2011 и 2012 годах, направят на информатизацию ЛПУ, развитие телемедицинских технологий и введение электронного полиса ОМС. Наконец, около 136 млрд рублей пойдут собственно на обеспечение выполнения стандартов медицинской помощи.
Важной составляющей преобразований станут региональные программы модернизации, которые должны быть разработаны и утверждены до 1 декабря 2010 года, именно на основе этих программ и будут выделяться регионам федеральные средства. Критерии их распределения находятся в стадии обсуждения, но, по словам председателя ФОМС Андрея Юрина, отправной точкой расчетов может служить расчетная стоимость территориальных программ ОМС. Именно расчетная, подчеркнул глава ФОМС. Это позволит более объективно оценивать необходимость в дополнительных средствах и нивелировать дефициты реального финансирования оказания медицинской помощи в регионах. Впрочем, директор Независимого института социальных инноваций Лариса Попович считает, что оптимальным критерием распределения помощи из ФОМС мог бы стать показатель бюджетной обеспеченности на душу населения.
— Надо определить некие критерии и в зависимости от соответствия им реальных показателей выделять конкретному региону средства на компенсацию, — объясняет эксперт. — Если регион не дотягивает до среднего показателя, он должен получать компенсацию в большем объеме. Безусловно, надеяться только на федеральное финансирование этих программ регионам не приходится, они будут вкладывать свои средства, и чем активней, тем лучше для них же.
Но в этом-то как раз и кроется, по мнению Ларисы Попович, опасность еще больше усугубить дифференциацию регионов:
— Наибольшие шансы разработать и защитить программу будут иметь регионы, у которых уже достаточно высокий уровень организации оказания медпомощи и информатизации здравоохранения. Регионы, имеющие финансовые и кадровые ресурсы для разработки программы.
В настоящее время примерная программа модернизации здравоохранения субъекта РФ вывешена на сайте Минздравсоцразвития РФ. Уже с 1 января 2011 года должна начаться реализация региональных программ. Как обычно, при столь масштабных проектах предполагается наличие переходного периода, «в течение которого система ОМС перейдет на полный тариф». Предполагается, что этот переходный период займет два года, и по окончании его дополнительный ресурс (2% страховых взносов) «должен уйти на полное обеспечение системы ОМС уже без этой инвестиционной составляющей». Собственно, с 2013 года и можно буде...