Фарматека №1 (254) / 2013
Лекарственная терапия при дисфазии развития у детей
Дисфазия развития (алалия) относится к числу тяжелых расстройств формирования речи у детей. В ходе динамического наблюдения за 50 детьми 3–5 лет с дисфазией развития проанализировано терапевтическое действие ноотропного препарата Пантогам (гомопантотеновой кислоты). В течение 2 месяцев 30 пациентов 1-й группы получали курс лечения Пантогамом (сироп, суточная доза – 500–600 мг), 20 пациентов 2-й группы (контрольной) были обследованы. На фоне лечения достигнуто достоверное улучшение показателей экспрессивной и импрессивной речи, а также речевого внимания. Более чем в три раза вырос объем активного словаря и числа фраз в разговорной речи, тогда как в контрольной группе – в полтора раза. Анкетирование родителей продемонстрировало уменьшение у детей церебрастенических, психосоматических нарушений, моторной неловкости, гиперактивности, улучшение внимания, эмоционального контроля и характеристик поведения. При оценке выполнения заданий на развития моторики показано положительное влияние Пантогама на формирование двигательных навыков.
В последние годы наблюдается возрастание частоты перинатальных поражений мозга, в результате чего увеличивается число детей, имеющих нарушения не только моторного развития разной степени тяжести, но и психического, прежде всего речевого, развития. Речь – один из основных видов коммуникативной деятельности человека, представляющий собой использование средств языка для общения. Для ребенка речь – важнейшее средство связи с окружающим миром, возможность взаимодействия, источник информации, развития мышления. Общее недоразвитие речи встречается с высокой частотой – до 5–10 % детского населения в возрасте до 6 лет [1]. В результате в дальнейшем растет число детей, испытывающих значительные трудности социальной адаптации, не способных полностью усвоить программу массовых дошкольных и школьных учреждений.
Алалия (по современным международным классификациям – “дисфазия”, или “дисфазия развития”) – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Дисфазия развития является наиболее распространенным нарушением речевого развития на этапе, когда речь уже имеется, но при этом нарушена способность говорить, тогда как понимание речи может варьироваться, но по определению развито значительно лучше [1, 2]. Наиболее часто встречающиеся варианты (экспрессивное и смешанное экспрессивно-импрессивное расстройства) проявляются запаздыванием развития экспрессивной речи по сравнению с развитием понимания, при этом экспрессивная речь характеризуется рядом клинических отклонений. В отечественной психолого-педагогической классификации [4] дисфазия наряду с другими клиническими вариантами отставания развития речи у детей рассматривается с позиций общего недоразвития речи (ОНР) – нарушенного формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.
По Р.Е. Левиной [5], три уровня речевого недоразвития обозначаются как:
1 – отсутствие общеупотребительной речи;
2 – начатки общеупотребительной речи;
3 – развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.
Перспективы психического развития, успешность обучения, школьная и социальная адаптация детей с отклонениями в развитии речи зависят от их раннего выявления. Особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля. Логопедические, психолого-педагогические и медицинские коррекционные мероприятия должны проводиться длительно и систематически. Лекарственными средствами, которые обладают значительной эффективностью в лечении нарушений развития речи у детей, являются ноотропные препараты. В исследованиях подтверждены высокая эффективность и хорошая переносимость препаратов ноотропного ряда при лечении различных состояний, сопровождающихся трудностями в развитии, обучении и поведении детей. Между тем особенности действия ноотропных средств при дисфазии развития остаются недостаточно изученными.
Целью настоящего исследования явилась динамическая оценка показателей нервно-психического и речевого развития у детей с дисфазией развития на фоне лечения ноотропным препаратом Пантогам.
Материал и методы исследования
Проведено комплексное обследование 50 пациентов в возрасте от 3 до 5 лет с расстройством развития экспрессивной речи (F 80.1 по Международной классификации болезней 10-го пересмотра) и картиной ОНР 1–2-го уровней [6]. Все дети направлялись к неврологу после логопедического обследования, динамическое наблюдение проводили в амбулаторных условиях. Из изучаемой группы исключили детей, у которых отставание в развитии речи обусловливалось снижением слуха, умственной отсталос...