Медицинский Вестник №16 (557) / 2011
Лимит доверия
В ближайшие годы в России может произойти лавинообразный рост количества судебных исков, связанных с претензиями недовольных пациентов. К такому заключению пришли участники прошедшего в Москве круглого стола «Ответственность врачей: врачебная ошибка, дефекты оказания медицинской помощи». Данная тенденция, по их мнению, связана с ростом правового самосознания граждан, активной работой организаций, специализирующихся на защите пациентских прав, увеличением контроля со стороны страховых организаций, а также с общим кризисом доверия в отечественной медицине.
Подобные прогнозы врачей, работающих в системе судебно-медицинской экспертизы, вызваны соответствующей статистикой. Дело в том, что в последние годы количество судебных дел по искам пациентов, а также суммы возмещений по ним, растут в геометрической прогрессии. «В одной только Москве в 2010 году было зарегистрировано более 400 медицинских дел, — говорит доцент кафедры судебной медицины и медицинского права МГМСУ Евгений Баринов.
По ту сторону баррикад
Причины сложившейся ситуации — и сложности перехода отечественного здравоохранения к новым рыночным взаимоотношениям, и проблемы отрасли, связанные с недофинансированием. Впрочем, по мнению некоторых представителей экспертного сообщества, рост количества судебных исков совсем необязательно может быть связан с собственно уровнем качества медицинской помощи как таковой. Предпосылкой тому можно считать рост правового самосознания граждан и как следствие — стремление решать свои проблемы способами, «которые используют во всем цивилизованном мире».
— Количество судебно-медицинских экспертиз по так называемым врачебным делам ежегодно буквально удваивается, — говорит заведующий кафедрой судебной медицины РУДН профессор Дмитрий Сундуков. — Я не думаю, что эти обращения говорят о том, что наше здравоохранение год от года становится все хуже и хуже. Скорее всего ситуация связана с развитием медицинского страхования и рыночными отношениями, что повышает контроль со стороны общества за качеством оказания медицинских услуг.
В последние годы сильно изменилось и само общество, констатирует эксперт. И если раньше взаимоотношения «врач — пациент» строились в основном на доверии, когда, к примеру, у родственников была возможность скрывать от пациентов смертельные диагнозы, то сегодня на первый план выходят совсем иные формы взаимодействия, основой которых становится информированное согласие.
Кроме того, появление частной медицины привело к тому, что пациенты все чаще стали называться клиентами, а медицинская помощь — услугой, за качество которой с исполнителя можно и спросить. В немалой степени этому способствуют средства массовой информации, нагнетающие атмосферу взаимного недоверия популистскими статьями об очередных «убийцах в белых халатах».
— Очень много публикаций в СМИ, когда журналисты используют «жареные» факты. Складывается ощущение, что у нас все врачи преступники и надо ехать лечиться за границу. Я считаю, формирование такого недоверия к врачам абсолютно неверно, — настаивает Дмитрий Сундук...