Медицинский Вестник №8 (435) / 2008

Любая другая профессия мне кажется скучной

1 марта 2008

Настоящее отношение к Родине определяется моментом истины, который может и не случиться в жизни отдельного человека. Для профессора Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ) Елены Георгиевны СТАРОСТИНОЙ он наступил, когда ее, выпускницу
2-го Московского медицинского института, ученицу немецкого профессора Михаэля Бергера, свободно владеющую английским и немецким языками, в 1998 году иностранные коллеги пригласили работать в одну из западноевропейских стран на должность медицинского директора очень крупной фармкомпании с весьма соблазнительной зарплатой. Ответ был однозначный: “Нет, друзья. Кто же тогда будет лечить здесь, в России, наших пациентов, особенно стариков?” Работая на кафедре эндокринологии факультета усовершенствования врачей и в отделении терапевтической эндокринологии МОНИКИ, Елена Георгиевна выступает в трех ипостасях: клинициста, ученого и педагога. Сегодня, по ее мнению, самое важное в здравоохранении — повысить уровень профессионального образования врачей.

Настоящее отношение к Родине определяется моментом истины, который может и не случиться в жизни отдельного человека. Для профессора Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ) Елены Георгиевны СТАРОСТИНОЙ он наступил, когда ее, выпускницу

2-го Московского медицинского института, ученицу немецкого профессора Михаэля Бергера, свободно владеющую английским и немецким языками, в 1998 году иностранные коллеги пригласили работать в одну из западноевропейских стран на должность медицинского директора очень крупной фармкомпании с весьма соблазнительной зарплатой. Ответ был однозначный: “Нет, друзья. Кто же тогда будет лечить здесь, в России, наших пациентов, особенно стариков?” Работая на кафедре эндокринологии факультета усовершенствования врачей и в отделении терапевтической эндокринологии МОНИКИ, Елена Георгиевна выступает в трех ипостасях: клинициста, ученого и педагога. Сегодня, по ее мнению, самое важное в здравоохранении — повысить уровень профессионального образования врачей.

— Кадровая проблема звучит практически на каждом медицинском форуме, высококлассных специалистов не хватает везде — от первичного звена до новых центров высокотехнологичной помощи. При этом количество врачей в стране достигает весьма внушительной цифры. Чем вы можете объяснить такой парадокс?

— Мнение, что российские врачи самые лучшие в мире, было когда-то, наверное, правильным, но сегодня это не так, поскольку последипломное образование в последние годы сильно деградировало. Один из разделов моей докторской диссертации был посвящен оценке уровня знаний и практических навыков врачей нашей специальности. Результаты получились нерадостные: процент правильных ответов в проведенных нами тестированиях был настолько низким, что не хочется о нем говорить. Причем в исследовании участвовали врачи из различных регионов России. И все допускали одинаковые, типичные ошибки, значит, пробелы в знаниях у всех одинаковые. Встал серьезный вопрос, как повысить уровень компетенции врачей. И тогда под руководством заведующего кафедрой и руководителя отделения терапевтической эндокринологии профессора Александра Васильевича Древаля мы взялись перестраивать процесс последипломного образования, делать его более ориентированным на практическую деятельность врачей.

Теперь мы не только читаем лекции, но стараемся построить работу со слушателями в виде семинаров, на которых общаемся с ними в режиме диалога “вопрос—ответ”. Проводим как можно больше клинических разборов, ведь контингент больных нашего отделения это позволяет: являясь головным эндокринологическим отделением в Московской области, мы принимаем на лечение самых тяжелых больных, которым на месте помочь нельзя, поэтому обучающиеся врачи имеют возможность познакомиться с самыми диагностически сложными формами течения той или иной болезни. Очень важно, что мы лично знаем всех врачей-эндокринологов, работающих в области, и можем оценить прогресс в качестве их работы: ведь к нам приходят их пациенты с амбулаторными картами, изучая которые можно судить об ошибках врачей. Соответственно мы видим, на какие проблемы в обучении надо обратить внимание. Этим мы отличаемся от большинства ФУВов, которые в основном работают без анализа территориальной ситуации. Кроме того, ввели жестк...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.